Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Государственный телеканал «Россия» начал показ художественного многосерийного фильма по роману Солженицына «В круге первом».
Режиссером экранизации стал легендарный кинорежиссер Глеб Панфилов, а автором сценария выступил сам лауреат Нобелевской премии. Кроме того, Солженицын читает закадровый текст в узловых моментах.
Все это, говорит о том, что слухи о творческом и физическом бессилии Александра Исаевича были явно преувеличены. Нет, он по-прежнему бодр для своих 87 лет. А из рассказа актера, исполнителя главной роли Евгения Миронова, пресса узнала, что он распил с автором бутылку шампанского, что Солженицын работает не меньше 8 часов в рабочий день. Завидная работоспособность.
Творческий союз Глеба Панфилова с Солженицыным был предсказуем. Панфилов мечтал сделать фильм по роману, еще тогда когда он впервые попал ему в руки - рукопись, ходившая в самиздате. А случилось это больше 30 лет назад.
По сути, Панфилов давно делает собственное кино в солженицынском духе. Он бытописатель советского образа жизни. Исследователь нравственных потрясений России. В своем дебютном фильме «В огне брода нет» Панфилов рассказал эпизод из гражданской войны. В пику тогдашнему общественному мнению среди интеллигенции, которое сочувствовало белому движению, режиссер показал, что белые были так же безжалостны к народу, как и красные. Вот в чем горькая правда. А исток этой взаимной ненависти поместил в душе главной героини художницы Тани Теткиной. В характере ее экстремизма и нетерпимости он увидел ключ к бедам России в час смены эпох.
Этому пристальному исследованию национального характера режиссер последовал и в своих последующих фильмах: «Прошу слова», «Тема», «Васса», «Романовы: венценосная семья».
В этом же русле и последний фильм «В круге первом».
Забегая вперед, подчеркну, что десятисерийный фильм, на который ушел не один миллион долларов, фильм нелицеприятный по отношению к русской истории, фильм, в котором брошено много горьких слов в лицо власти и народа, снят на государственном телеканале, при государственной поддержке!
Ту с одной стороны я вижу знак нравственной прочности общества.
С другой - стремление подчеркнуть: прежние времена страха и запрета на мысль позади, демократическая Россия готова идти дальше.
О таком народном эхе и не мечтал критик высшей власти, американский скандалист Мур, последний фильм которого «Фаренгейт 9/11» фактически можно увидеть только в университетских кампусах.
Так вот, Панфилов и Солженицын вглядываются в нравственную физиономию страны, возможно в один из самых мрачных периодов: - последние годы сталинской диктатуры, муки народа, победившего в войне с фашизмом и ставшего заложником собственной победы.
По сути, перед нами документальный рассказ Солженицына о самом себе под именем Глеба Нержина, о жизни заключенных в секретном научном институте в Марфино под Москвой. Там разрабатывается система звуковой слежки. Строится аппарат, который сможет разложить любой подслушанный голос на составные части и выяснить, кому принадлежат сказанные слова.
Панфилов, следуя детективной интриге, ищет в первую очередь оттиски советского духа на тогдашних людях, и пытается понять природу общего согласия с диктатурой вождя. Он убежден, что истоки террора не только в Сталине, а еще и в диктатуре тогдашних народных мечтаний, в культе гимнастики и холодной воды для закаливания, в дружном распевании песен, в преклонении перед духом товарищества, в обожании коллектива, в тяге к военной форме и многом, многом другом.
Мысль авторов сериала и проста и многозначна: состояние советского общества результат общих усилий, итог общественного заговора против истины, а не политический выверт, не иго только лишь власть имущих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции