Предприятие “GM-АвтоВАЗ”
В марте 2001 г. в ходе работы Международного автосалона в Женеве (Швейцария) было объявлено о создании компаниями “АвтоВАЗ” и “Дженерал Моторз” (“General Motors”, США) совместного предприятия “GM-АвтоВАЗ” по выпуску легковых автомобилей (в том числе внедорожного класса) проектной мощностью 75 тыс. автомобилей в год. Среди учредителей предприятия выступил также Европейский банк реконструкции и развития.
Генеральное рамочное соглашение о создании предприятия было подписано 27 июня 2001 г., а первый автомобиль выпущен 23 сентября 2002 г. Это был созданный на базе ВАЗ-2123 внедорожник “Шевроле-Нива”.
В 2002 г. на мощностях предприятия было собрано 456 автомобилей, а в 2003 г. - уже 25235. В августе 2003 г. “Шевроле-Нива” приняла участие в автопробеге “Евразия-2003”, проходившем по маршруту Москва-Владивосток, а почти через год - в июле 2004 г. - был начат выпуск “Шевроле-Нивы” с двигателем компании “Опель” серии FAM-1, соответствующим всем международным требованиям по токсичности и безопасности.
В 2005 г. предприятием было произведено 51810 автомобилей “Шевроле-Нива” и “Шевроле-Вива”, из которых продано 51806, в том числе в страны СНГ 5656 (всего же с начала производства было продано 131465 автомобилей).
Дилерская сеть предприятия, по данным на конец 2005 г., составила 119 дилеров в 73 городах России и 11 в странах СНГ, включая Белоруссию, Украину, Азербайджан, Армению, Грузию, Казахстан, Киргизию, Узбекистан и Молдавию. В 2006 г. предполагается открытие дилерских центров в Таджикистане и Туркменистане.
Предприятие “Автотор”
В августе 2003 г. компаниями “Автотор” и “Дженерал Моторз” было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого предприятие приступило к сборке автомобиля внедорожного класса “Хаммер-2”. На предприятии была организована “отверточная” сборка автомобиля. В Калининград (где базируются сборочные мощности) из США отгружаются кузова первой комплектации (окрашенные, в сборе с подрамниками). Затем отдельно прибывают двигатели и другие агрегаты и узлы, а на месте кузова “начиняют” агрегатами и монтируют колеса.
2005 г. предприятие завершило с ростом объема производства до 16468 автомобилей, в том числе “БМВ” третьей и пятой серий, “Шевроле-Тахо”, “Шевроле-Трейлблейзер” и “Хаммер-2”. Помимо этого, в 2005 г. на мощностях предприятия были собраны пилотные партии китайских автомобилей, в том числе легких грузовых машин “Yuejin”. Во второй половине 2005 г. предприятием было заявлено о готовности начать сборку автомобилей “Хаммер-3”.
Помимо этого, в рамках сотрудничества с одним из китайских автопроизводителей - компанией “Чери” (“Chery”) - предполагается строительство в Калининградской области нового автосборочного предприятия с первоначальным объемом инвестиций до 200 млн долларов. Как ожидается, мощности этого предприятия составят до 150 тыс. автомобилей легкового и внедорожного класса в год. Выпуск продукции новым предприятием возможен уже в 2007 г.
Предприятие “Автофрамос”
В 1998 г. правительством Москвы и компанией “Рено” (“Renault”, Франция) на паритетных началах было создано совместное предприятие “Автофрамос”, базирующееся на бывших площадях ОАО «Москвич». В 2004 году компания «Рено» укрепила свои позиции в России, увеличив участие в капитале до 76%; правительство Москвы оставило за собой 24%. Первоначально предприятие занималось сборкой автомобилей “Рено-Символ” (до 2004 г., когда их производство было прекращено), а с апреля 2005 г. производит автомобили “Рено-Логан”. В июле 2005 г. эта модель была официально выведена на российский рынок.
Согласно заявлению генерального директора Жана-Мишеля Жалинье, на проектную мощность, составляющую до 60 тыс. автомобилей в год, предприятие выйдет уже до конца 2006 г. В перспективе же руководство предприятия не исключает увеличение его мощности до 120 тыс. автомобилей в год.