Наталья Ратиани, РИА Новости.
Вся Грузия завалена снегом, температура минус 5 градусов по Цельсию днем и минус 10 ночью, машины лежат в кюветах, а молодежь играет в снежки. С раннего утра город парализован - такого снегопада грузины не видели лет семь. Одетые в снег елки, пробки на дорогах и небывалые по-грузинским меркам холода стали новостью номер один в Грузии.
Газовый вопрос как снежная лавина накрыл взаимоотношения России с рядом стран СНГ в самый канун Нового года и получил серьезное развитие к концу января из-за диверсии на магистральном российском трубопроводе, ведущем в Грузию.
В России тоже стоят холода, которых не было очень давно. Российские деревни замерзают от холода так же, как и грузинские.
Дефицит газа ощущается и там, и здесь.
Температура межгосударственных отношений опускается к небывалым минусовым отметкам. Газовый кризис, как известно, в феврале вполне может смениться кризисом политическим. 10 февраля грузинский парламент будет обсуждать вопрос о выводе российских миротворцев из зоны грузино-осетинского конфликта.
Осознают ли политики, что без единого словаря межгосударственного общения Россия и Грузия никогда не договорятся?
Взрыв на магистральном газопроводе одинаково сильно ударил как по Грузии, так и по России. Для Грузии стало очевидно, что ей нужна не только геополитическая диверсификация энергоресурсов, но и чисто техническая. Дело не в том, на российском или на другом газе сидит Грузия. Она просто зависит от газового снабжения - российского, иранского или любого другого. Нет газа - страна оказывается на грани гуманитарной катастрофы.
Для России стало очевидно, что вопрос энергетической безопасности и устойчивого партнерства в этой сфере не только будущая тема для обсуждения на встрече Большой Восьмерки в Санкт-Петербурге, а вопрос уже сегодняшнего дня, требующий незамедлительного ответа.
Взрывы в Лондоне в день встречи лидеров G-8 продемонстрировали, что мировое сообщество все еще уязвимо перед вызовами терроризма. Холодная газовая зима по всей Европе показала, что дело не в цене на газ, а в обеспечении безопасности и стабильности его доставки.
Вопрос энергетической безопасности, о концепции которой пока на разных языках говорят в Грузии, России и Европе, может стать точкой опоры, на которой можно строить качественно новые отношения между странами. В том числе сильно охладившиеся этой зимой отношения между Россией и Грузией.
Впрочем, погода, как известно, переменчива. Меняются и высказывания политиков. Грузия объявила, что не будет выходить из СНГ. Россия подтвердила, что к концу 2008 года российские базы будут выведены из Грузии. Европа считает, что без России конфликт с Южной Осетией Грузии решить не удастся. Силовики делают заявления о том, что взрывы на магистральном трубопроводе были направлены как против России, так и против Грузии.
А замерзающие российские газовики тем временем чинят трубопровод, чтобы подать газ в замерзающую Грузию.