Борис Березовский снова привлек внимание СМИ к своей персоне. Информационным поводом стал его юбилей. Повод – пассивный, что для такого активного деятельного человека, как Борис Абрамович, нехарактерно, неорганично, непривычно.
Привычно для него и для журналистов другое: когда он что-нибудь неожиданное выкидывает. Например, десантируется в Грузии, грозится перебазироваться на постоянное местожительство в Киев. Или: прилетает в Латвию с блиц-визитом. Или: объявляет о готовящемся на него покушении, пишет открытое письмо Бушу, пишет статью «Берегите Путина», пророчит то чекистский переворот, то оранжевую революцию и т.д. и т.п.
Березовского многие считают фигурой демонической в постсоветской России, чем-то вроде еще одного Распутина. По мне, так он – фигура анекдотическая. И в этом смысле знаковая. Как показательными и познавательными были анекдоты про Штирлица, чукчу, про студента кулинарного техникума.
По таким смешным персонажам можно историю общественного подсознания исследовать.
Более всего с этой точки зрения любопытно не то, как БАБ свое громадное состояние сколотил, а то, какой он публичный образ из себя сотворил.
В начале было дело. То бишь, бизнес.
Как многие удачливые предприниматели 90-х годов, Березовский начинал пирамидостроителем. Судьбы Мавроди избежал, потому что успел первоначальный капитал вложить в две сферы: в политику и в медиабизнес, который бизнесом для него собственно не был, а был все той же политикой, о чем он не однажды сам и оповещал общественность.
Да это и так, без каких-либо чистосердечных признаний, было очевидно. Это было видно по тому, как функционировало ОРТ. Художественным вещанием занимался Константин Эрнст, а руководством информационно-аналитической частью – он сам, Березовский. Под его началом трудились все сколько-нибудь заметные мастера «телевизионной мочиловки».
Это он привлек на ОРТ Александра Невзорова, к тому времени падшего ангела демократической журналистики. И Невзоров тогда взорлил. Да так, что Березовский потом не знал, как отмыться в глазах либеральной общественности. Даже учрежденная им в ту пору щедрая премия «Триумф» для выдающихся мастеров культуры не очень помогала. Пришлось откупаться от неистового журналиста. Он дал ему пару миллионов долларов на «Чистилище» - военно-патриотический фильм о чеченской войне, от которого пожертвователю тоже пришлось отмываться.
У кардинала были и другие гвардейцы – Михаил Леонтьев, Сергей Доренко.
В те годы он построил уже не пирамиду, а другое архитектурное сооружение - арку. Одной половинкой ее стали связи в верхних эшелонах власти, и даже ее кусочек (зампредседателя Совбеза, секретарь СНГ), другой – подкормленные общественные институты, среди коих наиважнейшими все это время оставались СМИ.
Когда его попросили вон из кремлевских кабинетов, прихожих и коридоров, весь его архитектурный комплекс закачался и стал обваливаться. Тут-то и выяснилось, что четвертая власть в России не столь могущественна, как это казалось еще совсем недавно.
По ходу жизни Борис Абрамович как-то естественно из человека закулисья трансформировался в публичную фигуру. Он все чаще светился на телеэкране в качестве аналитика, полемиста, пророка…
Наконец, вслед за Абрамовичем демонстративно просочился в Думу. И столь же демонстративно ее покинул. Тут-то его и «равноудалили» от Кремля. Уже глядя из Лондона, занялся партостроительством, зарекомендовал себя в качестве идеолога «предельного либерализма» и стал отчаянно «косить» под Ленина. Сначала в шутку, но чем дальше, тем серьезнее.
Псевдоним «Еленин» - вроде как хохма. Сам-то он отнекивается и твердит, что всего лишь позаимствовал имя любимой жены. Ну, так, не исключено, что и у Ильича когда-нибудь, еще до Крупской, была любимая девушка по имени Лена…
Одно время Еленин принимал в Лондоне ходоков из российских регионов, замыслил создание партии нового типа, сочинял прокламации и листовки, публикуя их за большие деньги в подконтрольных ему "искрах".
И стилистика текстов товарища Еленина все больше становится подражательной по отношению к ленинской стилистике. Свои воззвания, обращенные к оппозиционной общественности, он, как правило, заканчивает крылатой ленинской фразой «Так победим!». С этой стороны, обратим внимание на музыку формулировок его «Манифеста либерализма», на их ритм и пафосность. «К свободе — дорогой веры, просвещения и труда». «Глобализм как предельная форма либерализма». («Империализм как высшая стадия капитализма».) «От представительной власти — к прямому участию в принятии решений». («Вся власть — Советам».) «Прозрачность каждого - для всех, и всех — для каждого». («От каждого по возможности и каждому по потребности».) И «Вперед, к победе коммунизма!». То бишь либерализма.
Ему бы еще научиться по-ленински грассировать и можно лезть на броневик…
Еленину проще, чем Ленину – он сам себе Парвус. То есть, он сам может финансировать собственные авантюры. Так он профинансировал избирательную кампанию Ющенко без всякой для себя пользы, а до этого - совсем уж смешную президентскую кампанию Рыбкина, который, как Степа Лихадеев, неожиданно канул в неизвестность, а затем объявился, правда, не в Ялте, а в Киеве.
Вообще, что главным образом осознал Борис Абрамович Еленин, изучив биографию Ленина и историю Октября по советским фильмам? То, что революция – авантюра и дело случая, который надо ловить.
Вот он его и стережет.
В чем, все-таки, бросающееся в глаза отличие Еленина от Ленина? Второй стал мифом после революции, а первый – до нее, вместо нее. В этом и анекдот.
Анекдоты бывают смешными и скверными.
Скверным анекдотом про Березовского смотрелся фильм «Олигарх». Есть в нем эпизод, на который мало кто обратил внимание.
Провинциальный следователь Шмаков по ходу своей миссии навестил вдову друга Платона Маковского-Березовского (сам друг скверно кончил - он выбросился из окна многоэтажного дома). Спившаяся женщина между двумя рюмками водки обронила важную информацию. Она сказала, что Платон - это типичный крысолов. Следователь был человеком добросовестным в своем деле, но не слишком начитанным и образованным. Иначе бы он задумался над тем, что ему сказала нетрезвая собеседница.
Есть такая легенда (использованная Цветаевой) о человеке, способном игрой на дудочке увлечь за собой полчище крыс. Он от него целый город спас, потопив грызунов в ближайшем болоте. Затем Крысолов вернулся в город и потребовал вознаграждения. Жители поскупились. Тогда он снова заиграл, и за ним ушли дети, которых он тоже утопил в болоте.
Может, эта легенда и есть ключ к пониманию такого человека, как Маковский. И такого, как Березовский.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции