75 лет назад (1931) назад умерла Анна Павловна ПАВЛОВА, великая русская балерина
Анна Павловна (Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге, в семье рядового солдата Преображенского полка и прачки. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, по окончании которого в 1899 году была принята в Мариинской театр. В 22 года Анна Павлова стала первой солисткой Мариинского театра, а еще через три года - прима-балериной. С 1908 года она постоянно гастролировала за рубежом, участвовала в знаменитых «Русских сезонах» Парижа, положивших начало ее мировой славе. В 1910 году Павлова создала собственную труппу, с которой объездила весь мир, выступая в Европе, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, ряде стран Азии. В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры (балетмейстер Михаил Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 году «Прелюды» на музыку Ф.Листа и «Семь дочерей Горного короля» на музыку А.Спендиарова). В 1911 году она уехала из Санкт-Петербурга, последовав за своим антрепренером и мужем Виктором Дандре. Последний раз Анна Павлова побывала в России в 1914 году. Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П.И.Чайковского и А.К.Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту». В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства.
Великая русская танцовщица скончалась 23 января 1931 года от плеврита во время гастролей в Гааге, не дожив нескольких дней до своего пятидесятилетия. Она не думала умирать, была готова выйти на сцену. Последними ее словами были: «Приготовьте мне костюм Лебедя…». Хореографическая миниатюра на музыку К.Сен-Санса «Лебедь» (название «Умирающий Лебедь» она получила позднее) была поставлена совместно с Фокиным и впервые исполнена Анной Павловой 22 декабря 1907 года. Эта миниатюра вошла в ее биографию навсегда, став символом нового русского балета. 25 января 1931 года, когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре «Аполло» шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки. После смерти прах Анны Павловой был перенесен в Лондон, на этом настоял Виктор Дандре, утверждавший, что Павлова сама упоминала «о желательности такого варианта для похорон». После ее смерти уже было невозможно что-либо проверить. И прах Анны Павловой до сих пор покоится в крематории «Голдерс грин».
450 лет назад (1556) в Китае произошло одно из самых разрушительных в истории землетрясений, в результате которого погибли примерно 830 тысяч человек
На территории Китая, в поясе, простирающем от Юнняня до Пекина, издавна отмечалось множество землетрясений. Два самых сильных в истории Китая землетрясения, которые одновременно явились и одними из самых разрушительных в мире, наблюдались именно в этих местах. Эпицентр землетрясения, произошедшего в 1556 году, находился в провинции Шэньси, у ее столицы - города Сиань. Сиань расположен на берегу великой реки Хуанхэ, где равнины наполнены рыхлыми осадками. По рассказам очевидцев, целые города погружались в грунт, разжиженный вследствие колебаний, и тысячи жилищ, вырытых в рыхлых холмах, обрушились в считанные секунды. Поскольку землетрясение произошло рано утром, большинство семей еще находилось дома и с этим, несомненно, связано огромное число жертв - 830 тысяч человек. В ХХ столетии одно из самых крупных землетрясений в Китае произошло 28 июля 1976 года в 3 часа 42 минуты местного времени, прямо под Таншанем, городом с населением около полутора миллиона человек, расположенным в 160 километрах от Пекина. Масштаб разрушений и число жертв были почти беспрецедентными. Жилые дома, заводы превратились в груду обломков. Весь город практически сравнялся с землей. Некоторые районы покрылись множеством огромных трещин. Одна из таких трещин поглотила здание больницы и переполненный пассажирами поезд. Пострадали не только дома - были обрушены мосты, искривлены железнодорожные пути, перевернуты поезда, повреждены автострады, разорваны трубопроводы, нарушены плотины. Официальных сообщений об этой катастрофе из Китая не поступало, но в достоверном отчете, помещенном в гонконгской газете, сообщалось, что погибли 655 237 человек.
30 лет назад (1976) умер Поль РОБСОН, американский чернокожий певец, исполнитель негритянских народных, антифашистских песен, песен протеста
Поль Робсон – певец, кино- и театральный актер, спортсмен, адвокат, общественный деятель, борец за права негров. По мнению исследователей его творчества, Робсон был одним из самых «многоликих талантов в американской истории», современники называли его «человеком Возрождения». Окончив школу, Поль стал третьим чернокожим студентом в истории университета Ратгерса. Он быстро становится популярным: и как один из лучших студентов, и как блестящий футболист. Робсон был первым чернокожим аспирантом юридической школы Колумбийского университета, который с отличием окончил в 1923 году. Но его влечет иная карьера - он становится актером. Мировую театральную известность Робсону принесло исполнение заглавной роли в драме «Отелло» Шекспира - сначала в Лондоне в 1930 году, затем (в 1943 году) на Бродвее в Нью-Йорке. Обладавший абсолютным слухом и необыкновенным по красоте баритональным басом, Поль Робсон любил петь народные негритянские песни. В 1925 году состоялся его первый сольный концерт. Успех был грандиозным. Робсон пленил слушателей искренностью, взволнованностью, полнотой чувств и простотой исполнительской манеры. За славой певца последовала слава киноактера. В 1930-е и начале 1940-х годов Робсон снялся в таких известных фильмах, как «Император Джонс», «Песнь о свободе», «Копи царя Соломона», «Гордая долина», «Сказки Манхэттена». В 1934 году Поль Робсон впервые приехал в СССР, в 1936-1937 годах едет с концертами в Испанию. «Эта поездка, - писал он, - стала поворотным пунктом в моей жизни... Я понял, что борьба с фашизмом должна стать нашим основным и самым важным делом». Певец стал одним из организаторов помощи СССР в войне с гитлеровской Германией, призывал к скорейшему открытию второго фронта. В 1943 году за выдающиеся заслуги в общественной деятельности Робсону была вручена медаль Авраама Линкольна, в 1944 году - медаль Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения и медаль Американской академии искусств и литературы. В 1949 году Робсон, убежденный сторонник мирного сосуществования США и СССР, вновь посетил нашу страну. В 1950 году, в разгар маккартизма, комиссия по расследованию антиамериканской деятельности лишила Робсона права выезжать за границу на гастроли. В том же году Робсон был удостоен Международной премии мира за «Песни мира», избран членом Всемирного Совета Мира. В 1953 году он становится лауреатом Международной Сталинской премии за укрепление мира между народами. В 1960 году Робсон дает последние концерты в Новой Зеландии и Австралии. С 1963 года он отходит от публичных выступлений. 23 января 1976 года Поля Робсона не стало.
Год назад (2005) умер Джонни КАРСОН, знаменитый американский телеведущий
Джонни Карсон был необычайно популярен в США. Свою карьеру на телевидении он начал в 1948 году, выступая в роли ведущего викторин и автора комических монологов. В 1955-1956 годах он вел свою телепрограмму «Шоу Джонни Карсона». Пика популярности Карсон достиг в 1962 году, став ведущим ток-шоу «Сегодня вечером» на телеканале Эн-Би-Си (был бессменным ведущим этой программы до 1992 года). Джонни Карсон - не просто телевизионный шоу-мен, которых в Америке немало, он - символ американского телевидения. Ни одному из его коллег в формате вечерних ток-шоу не удалось сравниться с ним в популярности. В своих ежевечерних монологах он поднимал на смех влиятельных политиков, миллиардеров, поп-звезд, но делал это так ловко и беззлобно, что самые консервативные республиканцы не могли удержаться от смеха, слыша его шутки про Никсона в эпоху Уотергейта, а самые либеральные демократы прощали ему насмешки над Линдоном Джонсоном и кланом Кеннеди. Когда в расцвете своей популярности Карсон решил уйти на покой, критик «Вашингтон пост» Том Шейлс писал: «Любой, кто посмотрит его передачи через 100 лет, без труда поймет причину его популярности. Он был забавен, доступен и обаятелен, не просто смешной комик, а парень, которого вы с удовольствием позвали бы к себе в гости».
Карсон был самым влиятельным человеком на американском телевидении: он открыл и поддержал таких актеров, как Барбра Стрейзанд и Стив Мартин. Помог в начале карьеры Вуди Аллену, дал дорогу молодому поколению телеведущих. На знаменитом диванчике Карсона, где он усаживал гостей ток-шоу, побывали все знаменитости Америки, а побывать там значило попасть в ранг знаменитости. Он был отличным собеседником и никогда не высмеивал своих гостей, заставляя их самих хохотать над шутками в свой адрес. Знаменитый театральный критик Кеннет Тайнен как-то написал о Карсоне, что тот превзошел всех в «искусстве того, что от него ждали». И действительно, вся Америка застывала перед телевизором в ожидании не только карсоновских шуток, но и того, в каком костюме он появится - телеведущий славился своим безупречным вкусом в одежде, и ему подражали миллионы американских мужчин. Карсон чрезвычайно импонировал зрителям тем, что смеялся не только над другими, но и над самим собой: над своими многочисленными неудачными браками и дорогостоящими разводами, над тем, что ему не дают спать строительные рабочие в Нью-Йорке, устраивая грохот под окнами (он утверждал, что те под шумок разбирают Нью-Йорк на кирпичики и перевозят его в соседний штат Нью-Джерси). Карсон не только отличался блестящими шутками (их ему помогали придумывать талантливые помощники), но и тем, как он их подавал - без напряжения и всегда вовремя. Он умел выжимать смех из самой неподатливой аудитории, например, подсмеиваясь над тем, что ему не удается ее рассмешить. Вызывали смех его самые невинные привычки - например, во время шоу он нервно постукивал сигаретой (потом заменил ее карандашом) по столу. При всей своей публичности Карсон ухитрялся хранить в тайне свою частную жизнь (за исключением шуток про бывших жен). Те немногие, кто встречался с ним вне телестудии, отмечали его замкнутость, закрытость и удивительное при его профессии неумение общаться с людьми. Кеннет Тайнен уподобил личные разговоры с Карсоном «попытке общаться с очень сложной системой безопасности». Он никогда не оставался побеседовать со своими гостями после окончания шоу и ненавидел вечеринки. Его редко можно было увидеть на людях, разве что на Уимблдонском турнире. Карсон признавался: «По природе я одиночка и всегда им был». Он редко участвовал в других представлениях, кроме своего шоу. Правда, несколько раз с успехом провел церемонию награждения «Оскаром». От ролей в телевизионных комедиях он отказывался наотрез, называя этот жанр «смертью». После ухода на покой знаменитый ведущий обещал изредка показываться на телеэкране, но своего обещания не выполнил. Единственное исключение - появление на шоу Леттермена, к которому питал слабость. Популярный ведущий умер 23 января на 80-м году жизни в кругу семьи в своем доме в Малибу. Однажды Карсона попросили выбрать для себя эпитафию. Не задумываясь, он ответил фразой, которую повторял тысячи раз перед рекламными паузами: «Не уходите, я скоро вернусь».
46 лет назад (1960) Жак ПИККАР и Дональд УОЛШ на батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув рекордной глубины 10 915 метров
С древних времен человек стремился познать подводный мир. Еще Александр Македонский (356-323 годы до нашей эры) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до нашей эры). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к XVI веку. Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза, был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем. Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко используется при подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее. В 1620 году Корнелиус ван Дреббель построил одну из первых подводных лодок. Приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине пяти метров (с 1960-х годов подводные суда стали применяться для подводных наблюдений и подводного строительства; с 1973 года подобные суда используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ). Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года швейцарский ученый Жак Пиккар и американский лейтенант Дональд Уолш в батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув глубины 10 915 метров.
103 года назад (1903) родился Григорий Васильевич АЛЕКСАНДРОВ, кинорежиссер, народный артист СССР, один из создателей жанра отечественной музыкальной кинокомедии
Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия - Мормоненко) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Трудовой путь начинал в Екатеринбургском оперном театре, где работал помощником костюмера и декоратором. Затем он учился на курсах режиссеров Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе. В 1921 году Григорий Александров стал актером Московского первого рабочего театра Пролеткульта, где началось его многолетнее и плодотворное содружество с Сергеем Эйзенштейном. Вместе они участвовали в создании нескольких спектаклей, а с 1924 года перешли работать в кино, где на их счету такие шедевры советского искусства, как «Броненосец «Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). В 1929-1932 годах С.Эйзенштейн и Г.Александров работали в США, где обучались мастерству у своих коллег в Голливуде. В 1934 году Григорий Александров поставил фильм «Веселые ребята». В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С фильма «Веселые ребята», в котором снялся и джазовый музыкант Леонид Утесов, начался «звездный» путь актрисы Любови Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В.Лебедева-Кумача. Картина имела огромный успех как в СССР, так и за рубежом. В традициях музыкально-эксцентричного кино поставлены и другие фильмы Александрова, получившие признание зрителей и специалистов кино: «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). Во всех этих лентах главную роль исполняла жена Григория Александрова - Любовь Орлова. В середине 1950- годов режиссер несколько отошел в тень, но продолжал работать - ставил спектакли в театре и преподавал во ВГИК, но снимал мало. Скончался Григорий Александров 16 декабря 1983 года, через несколько лет после смерти жены.