Наталья Горбунова
МОСКВА, 20 янв - РИА Новости. Полувековой юбилей справит в субботу уникальное подразделение Федеральной службы охраны (ФСО), своеобразная "визитная карточка" государства - Почетный эскорт.
Решение о создании специального мотоциклетного взвода, обеспечивающего сопровождение, а также безопасный и беспрепятственный проезд автомобилей руководства страны и глав иностранных делегаций, было принято 21 января 1956 года.
Наверное, всем когда-нибудь удавалось увидеть, как красив Почетный эскорт, мастерски двигающийся по улицам столицы. Один из самых ярких моментов - сопровождение мотоциклистами президента России на инаугурацию в Кремль.
Однако, мало кому известно, какой труд и риск скрываются за внешним эффектом этой работы.
Сотрудники эскорта фактически всегда работают в экстремальных условиях. Эта тема особенно актуальна сегодня, когда Москву "атакуют" крещенские морозы.
"Мотоциклы должны слаженно двигаться по любому покрытию, и том числе и обледеневшему. Отмена эскортного сопровождения допускается только в самых редких случаях - исключительно по причине крайне плохих погодных условий", - сообщили РИА Новости в Центре по связям с общественностью и прессой ФСО.
Поэтому асы Почетного эскорта тренируются помногу часов, в любую погоду, в том числе и на самом сильном морозе.
Представитель ФСО рассказал РИА Новости еще об одной детали. Оказывается, мотоциклисты должны уметь на большой скорости расправлять флажок, который иногда сворачивается, на автомобиле с находящимся внутри высоким иностранным гостем. Стоит отметить, что мотоциклы могут развивать скорость до 180 километров в час.
За полвека Почетный эскорт сопровождал глав государств и высших должностных лиц практически всего мира и участвовал более чем в пятистах мероприятиях.
По данным РИА Новости, многие из тех, кому довелось быть сопровождаемыми кремлевскими мотоциклистами, поздравят их с праздником.
Высокие иностранные гости и руководители страны не скупятся на слова благодарности, оценивая мастерство Почетного эскорта.
Представитель ФСО рассказал РИА Новости о нескольких таких случаях. Так, премьер-министр Канады Брайан Малруни, находившийся в России в ноябре 1989 года, настолько был поражен работой эскорта, что заявил, что они выглядят лучше, чем его собственный кабинет министров.
Мастерство Почетного эскорта, которому пришлось сопровождать японскую делегацию в 25-ти градусный мороз в январе 2003 года, не оставило равнодушным Дзъюинтиро Коидзуми. Премьер-министр Японии не только поблагодарил мотоциклистов, но и сфотографировался с ними на память в Александровском зале Кремля.
Почетный эскорт выполняет и другие важные миссии.
Именно мотоциклисты эскорта сопровождали Юрия Гагарина от аэропорта "Внуково" до Кремля, когда он прибыл в Москву спустя два дня после возвращения из первого космического полета.
Через несколько лет, в январе 1969 года, Почетный эскорт вновь встречал космонавтов - экипажи кораблей "Союз-4" и "Союз-5". На этот раз космонавтам угрожала опасность не в далеком космосе, а на земле. Во время въезда кортежа в Кремль через Боровицкие ворота по одной из машин был открыт огонь неким Ильиным, считавшим, что в машине находится Леонид Брежнев. Смертельно раненый водитель вывел машину из-под огня, а прицельную стрельбу Ильина смог прекратить сотрудник Почетного эскорта сержант Зацепилов, направивший свой мотоцикл на убийцу. При этом Зацепилов и сам пострадал от одной из пуль Ильина.
В сентябре 1970-го года Почетному эскорту пришлось выполнить еще одну задачу - сопроводить до аэропорта "Внуково" траурный кортеж со скончавшимся от болезни президентом Народной республики Ангола Агустино Нетто.
Мотоциклетные эскорты существуют во многих государствах мира. Дело в том, что сопровождение высокопоставленных персон в пути торжественного следования эскортом - специальным воинским формированием в качестве способа охраны и выражения особого почета является обязательной частью современного государственного и дипломатической протоколов, отметил представитель ФСО.
Он напомнил, что церемониал с участием эскорта зародился еще в древние времена, но, конечно же, тогда для этого использовались лошади.
В России конный эскорт впервые появился при Петре Первом. Кстати, эта традиция существует и ныне. В составе Службы Коменданта Московского Кремля существует конный эскорт Президентского полка, который в особых случаях принимает участие в официальных мероприятиях.
Что касается использования технических средств для эскортирования, то они начали появляться в начале 20-го века. Как пояснил сотрудник ФСО, эскорт предназначен не только для исполнения церемониальных функций, но и главным образом для охраны, и поэтому в этом вопросе необходимо "шагать в ногу со временем".
Любопытно, что первым техническим средством эскортирования стал... двухколесный велосипед. Однако он быстро уступил место активно развивавшемуся в ту пору автотранспорту.
Как сообщил представитель ФСО, в архивах есть свидетельства того, что для охраны царя стали закупаться мотоциклы. Так, в 1916 году были приобретены пять мотоциклов фирмы "Харлей-Дэвидсон".
Однако, в связи с событиями 1917 года тема почетного эскорта надолго потеряла актуальность для нашей страны.
Лишь в середине 50-х годов почетный эскорт вновь стал востребован. Приказом Председателя КГБ при Совете Министров СССР от 21 января 1956 года в составе Отдельного полка специального назначения Управления коменданта Московского Кремля был образован мотоциклетный взвод.
Первое "боевое крещение" кремлевские мотоциклисты приняли уже через полгода. Их первым гостем летом 1956 года стал президент Югославии Иосиф Броз Тито, прибывший в СССР с государственным визитом.
Как сообщил представитель ФСО, "сейчас начальный курс подготовки сотрудников Почетного эскорта также составляет примерно полгода", и мотоциклисты тренируются каждый день. Их подготовка ведется по специальной программе, включающей не только упражнения по вождению, но и по выживанию в аварийных ситуациях.
Важно, что кремлевские мотоциклисты тренируются не только на полигонах, но и на реальных трассах, на которых им потом приходится работать. В Москве это может увидеть каждый тогда, когда президент отсутствует в столице, а в России не находится камкая либо высокая делегация.
В настоящее время численность одного эскорта соотавляет не более 13-ти мотоциклистов. Форма для них шьется в России. Что касается самих мотоциклов, то на данный момент это немецкие BMW и отечественные "Уралы".