Обозреватель РИА Новости Анатолий Королев.
Октябрьская революция шла под разными лозунгами. Один из них был: мир хижинам, война дворцам.
2006 год станет переломным в истории постсоветской державы.
Правительством России принято принципиальное решение о продаже памятников истории страны и шедевров архитектуры с молотка, в частные руки.
Этому решению предшествовала серьезная борьба в верхах
После распада СССР Верховный Совет РФ принял постановление от 25 декабря 1990 года, по которому все памятники федерального значения объявлялись достоянием народа и не подлежали никакой приватизации.
Однако за последние 15 лет вся система опеки над памятниками практически рухнула.
Сегодня никто не может дать ответ даже на элементарный вопрос: сколько точно объектов состоит на учете у государства. Специалисты сходятся на примерной цифре - около 180 тысяч охраняемых единиц и еще около 100 тысяч единиц исторических памятников архитектуры, которые не состоят на государственном учете.
В Москве «около 4 тысяч», в Петербурге «около 7 тысяч».
За этой приблизительностью скрывается плачевная картина разрушения, хаоса и упадка. Когда, например, президент принял решение о том, чтобы поместить северную резиденцию в бывшем Константиновском дворце под Петербургом, дворец великого князя Константина был настолько запущен, что его пришлось практически отстраивать заново, а заодно прочищать каналы от Балтийского моря, расчищать заброшенный парк, прокладывать аллеи.
На это было затрачены десятки миллионов долларов, разумеется, у маленького музея и библиотеки, которым раньше принадлежал этот огромный дворец, не было на это никаких сил.
В ходе подготовки исторического решения аудиторы Счетной Палаты РФ выявили массу проблем.
Например, Министерство имущества России передало в 1999 году на баланс Академии художеств усадьбу графа Разумовского, которая стоит первым номером в реестре памятников федерального значения, по 261 рубль за квадратный метр! (менее 10 евро).
Так чиновники оценили дворец площадью в 7767 кв. метров.
Кому это выгодно? Только будущему новому хозяину.
Или еще один пример.
В последние годы в Москве было потрачено 4,5 миллиарда рублей на реставрацию сотен объектов. Астрономическая сумма! Но, одновременно было уничтожено – по данным Музея архитектуры, - 60 памятников истории и культуры, составляющих национальное достояние.
А по данным Министерства культуры в столице уничтожено не менее 200 исторических зданий. (Последнее варварство – вырублен сад вокруг Петровского замка в центре столицы, а на его месте строится подземный ресторан). И это притом, что закон не запрещает получать прибыль от сдачи в аренду дворцов и особняков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. И суммы от аренды весьма приличные. Только в столице эта практика приносит в год свыше 15 миллиардов рублей.
Кому выгоден этот хаос? Тому же новому владельцу.
Одним словом, мы накануне грандиозной распродажи дворцов, вилл, особняков и прочей архитектурной роскоши, которая находится в плачевном состоянии.
Но!
Еще каких-то 70 лет назад все эти сокровища имели своих владельцев, большинство из которых принадлежали к самым громким дворянским фамилиям России. И если сегодня статус и права князей и прочих аристократов с наследниками призрачны, то ситуация может измениться коренным образом в ближайшее время.
Сравнительно недавно РИД - Российский императорский дом, -(который возглавляет живущая в Европе великая княгиня Мария Владимировна) официально обратился в Государственную прокуратуру с заявлением о реабилитации расстрелянной царской семьи во главе с императором Николаем II. Одновременно с этим юридическим вопросом перед страной, правительством и президентом России мягко поставлена проблема предоставления императорскому дому статуса «исторической институции».
Подобный статус давно имеют императорские дома в самых разных европейских республиках, например, в Испании. Функция Дома участие в решении, в частности, и культурных задач.
Однако на вопрос о том: будет ли в таком случае Дом претендовать, например, на Зимний дворец, Мария Владимировна отвечает: «Беспокойство по поводу Зимнего дворца - нелепость. Зимний дворец не частная, а государственная собственность, и всегда таковой останется».
Обратите внимание - княгиня ни слова не сказала о частной собственности, что и требовалось доказать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции