Православный праздник - Рождество Христово
Рождество Христово - один из самых больших христианских праздников. С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Вначале это был строго установленный день - 6 января и назывался Богоявлением. Число это не имело никакого отношения к дате появления на свет Богомладенца, так как этот день был неизвестен. Но означенная дата носила глубокий символический смысл. Древняя церковь соотносила «двух Адамов» - первого человека на Земле, и Христа - нового, второго Адама. Первый Адам - виновник греха и смерти всего рода человеческого. Второй Адам - создатель жизни и источник спасения людей. Притом считалось, что Христос родился в тот же день, в который был сотворен первый Адам - в шестой. Праздник Богоявления претерпел изменения и стал считаться рождением Бога в облике простого человека, в обычных условиях и при нелегких бытовых обстоятельствах. Уже в древности Рождество прижилось и получило широкое распространение во всем западном и восточном мире.
В православной традиции Рождеству предшествует строгий сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост с 27 ноября по 6 января включительно. Это говорит о том, что праздник в первую очередь духовный, то есть человек должен к нему подготовиться душой. Во время поста человек не только воздерживается в пище, но и обязательно молится. Завершается пост Рождественским сочельником. После поста накануне Рождества в шесть часов вечера в храме совершается служба - Великое Повечерие, на котором исполняется пророческая песнь «Яко с нами Бог». Церковные песнопения, прославляющие Рождество Христово, были написаны Романом Сладкопевцем, Софронием и Андреем Иерусалимскими (VII век), Иоанном Дамаскином, Космой Маюмским, патриархом Германом (VIII век) и другими.
В полночь совершается само праздничное богослужение, сопровождаемое Ангельским приветствием, которое слышали пастухи в поле в ночь рождения Иисуса Христа. После поста разговляться нужно умеренно. Никаких особых традиций рождественского стола, в отличие, например, от Пасхи, нет. Что у человека есть в доме, тем он и разговляется. По народным приметам - снег в Рождество - к урожайному году; метель - пчелы будут хорошо роиться; иней - к урожаю хлеба, небо звездное - к урожаю гороха.
280 лет назад (1726) произошло официальное открытие Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге (в присутствии Екатерины I)
Петр I видел, что России многого недостает в отношении развития наук и промышленности, что и привело его к мысли о необходимости учредить в России Академию наук. Уже в 1718 году Петр I на одном из докладов сделал такую резолюцию: «Сделать академию, а ныне приискать из русских, кто учен и к тому склонность имеет, также начать переводить книги юриспруденции». Намерение Петра учредить Академию особенно окрепло после избрания его членом Парижской Академии наук. В ответ на избрание император писал: «Мы ничего больше не желаем, как чтоб через прилежность, которую мы будем прилагать, науки в лучший цвет привесть, себя, яко достойного вашей компании члена, показать». Резолюция Петра I об учреждении Академии наук последовала 22 января 1724 года. Открытие Академии состоялось после смерти Петра I, при Екатерине I, в ноябре 1725 года в Санкт-Петербурге. Официальным днем открытия Императорской Академии наук считается 7 января 1726 года, когда Екатерина устроила торжественный прием академикам. Если принять во внимание, что ко времени открытия Санкт-Петербургской Академии наук в России не было достаточно подготовленных ученых, которые могли бы занять место академика, становится понятным, что штат адъюнктов и первых академиков формировался, главным образом, из иностранцев. Выбор и назначение первых академиков производились при ближайшем содействии и рекомендации одного из образованнейших людей того времени - знаменитого философа, математика и физика Христиана Вольфа. В числе первых академиков были такие выдающихся ученые, как знаменитый математик Даниил Бернулли и один из величайших математиков XVIII века Леонард Эйлер. Однако вскоре ведущее место заняли ученые, воспитанные в самой АН. Уже к 1731 году были назначены пять профессоров из адъюнктов. Первый русский адъюнкт - В.Е.Адодуров, первый профессор из уроженцев России - Г.В.Рихман, первые русские профессора - М. В.Ломоносов и поэт В. К.Тредиаковский. Во второй половине XVIII века выдвинулись русские академики: натуралисты и путешественники С.П.Крашенинников, И.И.Лепехин, Н.Я.Озерецковский, В.Ф.Зуев, математик С.К.Котельников, астрономы Н.И.Попов, С.Я.Румовский, П.Б.Иноходцев, химик Я.Д.Захаров, минералог В.М.Севергин.
90 лет назад (1916) состоялся первый полет летающей лодки - гидросамолета «М-9» авиаконструктора Дмитрия Григоровича
В первых рядах покорителей воздушного пространства стоят имена русских изобретателей, среди которых почетное место принадлежит создателю первого в истории авиации гидросамолета - русскому конструктору Дмитрию Павловичу Григоровичу. Еще будучи студентом Киевского политехнического института, Дмитрий Григорович увлекся авиацией. В институте в это время был создан авиационный кружок, в работе которого Григорович принимал самое активное участие. Окончив Киевский политехнический институт, Григорович занялся постройкой первого спортивного самолета, который он назвал «Г-1». Близ институтских зданий Григорович приспособил сарай под сборку машины. Детали самолета изготовлялись конструктором в его квартире. Вскоре Григорович переехал из Киева в Петербург, где в это время появилось авиационное общество «Первое Российское Товарищество Воздухоплавания». Задачей общества являлось развитие отечественной авиации. Григорович охотно принял предложение занять пост технического директора и главного конструктора завода товарищества. Молодой инженер увлекся идеей создания конструкции самолета типа «летающей лодки». Идея создания гидросамолета возникла у Григоровича не случайно. Россия, омываемая многими морями и океанами, богатая реками и озерами, нуждалась в самолете, который мог бы использовать в качестве взлетной и посадочной площадки водные пространства. В начале 1913 года был спроектирован первый в мире гидросамолет «М-1». За ним в том же году появились самолеты «М-2» и «М-4». Широкую известность принес Григоровичу гидросамолет «М-5». Летающая лодка обладала весьма высокими летными характеристиками, хорошими мореходными качествами. Поэтому она была немедленно принята на вооружение. Самолет «М-5» прослужил более семи лет. В конце 1915 года на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка «М- 9», по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета «М-5». Поднимающие от 300 до 500 килограммов полной нагрузки и развивающие скорость до 110 километров в час, летающие лодки «М-5» и «М-9» с двигателями мощностью 100-150 лошадиных сил широко использовались в русском флоте. Успеху этих гидросамолетов способствовали простота их пилотирования, устойчивость в полете и хорошая мореходность - обе летающие лодки могли эксплуатироваться при волне высотой 0,5 метра и при движении на плаву имели хорошую управляемость благодаря обдуву руля направления потоком от воздушного винта. Самолеты «М-5», «М-9» и их более поздняя модификация «М-20» участвовали в гражданской войне и после окончания ее довольно длительное время состояли на вооружении советской морской авиации. За свою 30-летнюю деятельность в авиации Дмитрий Григорович создал свыше 60 типов самолетов, из них 38 типов машин строились серийно. Ему принадлежит и идея создания первого в мире истребителя с убирающимся в воздухе шасси.