МЕХИКО, 27 дек - РИА Новости, Михаил Белят. "Я не допущу уничтожения посевов коки и объявлю войну незаконному обороту наркотиков", - такое, на первый взгляд, противоречивое заявление сделал вновь избранный президент Боливии Эво Моралес сразу после своего декабрьского триумфа.
Моралес - фигура колоритная даже для Боливии. Индеец-аймара, родившийся и выросший в горном захолустье, где от хижины до хижины - дни пути. Пробиваясь из этих забытых Богом мест в президентский дворец в Ла-Пасе, Моралес продемонстрировал недюжинный природный ум, всесокрушающую целеустремленность и стальную волю.
Однако не только личные качества привели индейца к высокой цели. Решающую роль в его судьбе и карьере сыграл лист коки - темно-зеленый, остроконечный глянцевый лист, из которого изготавливают один из самых распространенных в мире наркотиков.
В течение долгих лет Эво Моралес был лидером "кокалерос" - профсоюза производителей коки. В Боливии быть главой "кокалерос" означает быть лидером большинства крестьян и индейцев. Именно их голоса обеспечили Моралесу убедительную победу уже в первом туре президентских выборов.
"Этот листочек сформировал меня как личность, как политика, а теперь вот и как президента. Поэтому я не могу предать его, согласившись на требования американцев об уничтожении посевов, не могу предать миллионы наших крестьян, для которых лист коки священен и не имеет ничего общего с наркотиками", - сказал Эво Моралес в одном из интервью.
"Поверьте, не крестьяне додумались производить и использовать кокаин, гашиш или марихуану. Это все - игры "цивилизованного" человека, отрыжка общества потребления", - добавил он.
Лист коки, пожалуй, - самая древняя традиция андских народов. Выращивали его и до начала империи инков, и в пору ее расцвета, и после прихода испанских конкистадоров. Выращивают и сейчас.
С помощью "священного листка" боливиец, перуанец или эквадорец заглушают чувство голода, испытывает прилив сил и энергии. Без листа коки не побегаешь за козами на высокогорье, где воздух разрежен, а легкие отказываются вдыхать почти лишенную кислорода смесь, не проползешь по забоям и штрекам угольных шахт или медных рудников, не проживешь в хижине, где козий сыр месяцами составляет единственный рацион.
В 100 граммах листа коки содержится набор железа, цинка и фосфора, необходимый организму человека в течение недели.
В Боливии крестьяне, принимая гостя в доме, раскидывают перед ним на столе "тари" - кусок материи, покрытый мытым листом коки.
В Перу, в департаменте Куско, на развалинах древней столицы империи инков пожилой индеец дал мне на пробу листок коки. Ничего особенного - кисловато-горький, суховатый.
Мы разговорились. Индеец жил километрах в двенадцати от туристической зоны, еще выше в горах. Листья коки у них в деревне потребляют все, даже дети. По его словам, без этого невозможно, да и привыкли. Отказаться от коки - все равно, что от хлеба.
"Да я любого, кто мне запретит коку растить, голыми руками на куски порву, - мрачно сообщил он в конце разговора. - Листок этот для нас с древних времен священный. Наркотик не мы придумали. Гринго его изобрели, вот пусть они там, в своей Гринголандии, и разбираются, а к нам - не лезь".
В действительности кокаин изобрели немцы. В 1855 году немецкий ученый Фридрих Гедцке (Fridrich Gaedcke), путешествуя по Андам, заинтересовался свойствами коки и сумел выделить из ее листа концентрат. Пятью годами позже его соотечественник Альберт Ньеман (Albert Nieman) из пасты-концентрата получил очищенный кокаин в том виде, который и сегодня знаком приверженцам этого зелья.
"С незаконным оборотом наркотиков нужно бороться, прежде всего, сокращая их потребление, понижая спрос на них. Необходимо также уничтожать сеть наркоторговли, подпольные склады и лаборатории, громить мафиозные структуры, безжалостно и бескомпромиссно сажать в тюрьмы наркодельцов, препятствовать "отмыву" наркодолларов. На этом поле я готов к самому широкому сотрудничеству с американцами. Но уничтожать посевы коки мы не будем", - заявляет Эво Моралес.
За последние десять лет плантации коки в Боливии под давлением США были уничтожены на 80%. Сейчас в стране осталось лишь 12 тысяч гектаров, разрешенных законом.
Новый президент Боливии согласен с тем, что очень трудно проследить за переходом коки из легальной сферы обращения в нелегальную. Однако он уверен, что государство может справиться с этой задачей.
Моралес считает, что запрещать посевы коки бесполезно - крестьяне все равно будут выращивать "священный лист", только тайно, в труднодоступных районах, которыми изобилуют Боливия, Перу, Эквадор и Колумбия. И тогда уж, вне всяких сомнений, излишки его будут попадать прямиком к производителям наркотиков.