Рейтинг@Mail.ru
«Оранжевые» реалии украинской космонавтики - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

«Оранжевые» реалии украинской космонавтики

Читать ria.ru в
Дзен
Новым украинским руководством задекларировано повсеместное внедрение "европейских ценно-стей" не только в политике, но и в экономике. Этой участи не избежала и ракетно-космическая отрасль. Ей приказано ориентироваться на сотрудничество с западными компаниями и выполнение с ними совместных проектов. Однако, основной вопрос здесь не в том, что хочет получить Украина от сотрудничества с западными странами, а что она может им дать...

Юрий Зайцев – эксперт Института космических исследований РАН, - РИА Новости.

Российско-украинское сотрудничество в космической деятельности всегда было достаточно активным. Украина производила и поставляла в Россию ракеты-носители (РН) "Циклон" и "Зенит", спутники радиотехнической разведки "Целина", космические аппараты наблюдения за Мировым океаном. Россия и Украина  образовали международную кампанию "Космотранс" для продвижения на мировой рынок услуг по запускам конверсионного варианта боевой ракеты РС-20 (SS-18 "Сатана"), совместно участвуют в международном проекте "Морской старт". Подписано соглаше-ние о создании предприятия  "Наземный старт" с участием России,  Украины, Казахстана и ком-пании Sea Launch.  И в "Морском", и в "Наземном" стартах используется  производимая на Украи-не  РН "Зенит". Планировалась также совместная разработка украинского научно-исследовательского модуля, который должен был войти в состав  российского сегмента Международной космической станции. Российская космическая программа на 2006-2015 годы была состы-кована по целому ряду направлений с той программой, которая планировалась Украиной на бли-жайшие годы, в частности, в развитии систем связи и телекоммуникаций, дистанционного зонди-рования Земли из космоса.

Не секрет, что в значительной степени все это было достигнуто за счет прямой поддержки украинской космической промышленности бывшим президентом  Украины и на основе личных договоренностей Леонида Кучмы и Владимира Путина, в том числе и в области либерализации таможен-ного режима встречных поставок производителей космической техники.

Новым украинским руководством задекларировано повсеместное внедрение "европейских ценностей" не только в политике, но и в экономике. Этой участи не избежала и ракетно-космическая отрасль. Ей приказано ориентироваться на сотрудничество с западными компаниями и выполнение с ними совместных проектов. Однако, основной вопрос здесь не в том, что хочет получить Украина от сотрудничества с западными странами, а что она может им дать.

Одна из главных проблем украинской ракетно-космической отрасли в отсутствии в ее составе ряда ключевых производств. В частности такого важного элемента, как разработка мощных двигательных установок.  Как следствие, несмотря на стремление Украины повысить уровень кооперации с Западной Европой совместные работы ведутся по одной единственной программе создания легкой европейской РН Vega. Днепропетровское КБ "Южное"  разрабатывает для этой ракеты маломощ-ный двигатель четвертой ступени, а точнее разгонный блок. (Работы ведутся одновременно с российско-французской программой "Урал", по созданию мощного двигателя многократного использования - 50 полетов, - работающего на жидком кислороде и метане.  Этот двигатель должен стать базовым для семейства перспективных европейских ракет).

Не разрабатываются на Украине и стартовые комплексы. Это - одна из причин приостановки наиболее масштабного для украинских ракетостроителей проекта - создание украинско-бразильского пускового  центра "Алкантера - Циклон - Спейс" по предоставлению  пусковых услуг на базе новой украинской ракеты-носителя "Циклон-4". Бразилия практически заморозила выполнение сво-ей части работ, мотивируя это задержками строительства стартового комплекса, которым занимается российское "КБ транспортного машиностроения".

Представляется, что создание полноценной, самодостаточной космической отрасли (путь, выбранный Китаем и Индией) для  Украины пока нереально. Нет и ресурсов для реализации такой стратегии: ни финансовых, ни технических, ни кадровых. Украинский бюджет дефицитен, а надо еще выполнять социальные обещания "оранжевой революции". Реально из госбюджета выделяется "на космос" лишь 10 млн. долл., в пять раз меньше суммы, предусмотренной в Законе Украины о космической программе.

Приоритет отрасли низок, отсюда  проблемы с техническим обновлением и кадровым составом многих предприятий. По словам генерального директора и генерального конструктора КБ "Южное" сегодня средняя зарплата на предприятии составляет 200 долл. и для урегулирования кадро-вого вопроса ее нужно увеличить хотя бы в два раза.

Уже очевидна и потеря украинской ракетно-космической отраслью ранее завоеванных позиций. В 2004 г. КБ "Южное"  выиграло тендер в Египте на создание спутника для этой страны. Условия контракта утверждались еще до "оранжевой революции" и последовавших затем перемен в бюд-жетной политике украинского руководства. Борьба нынешней власти со льготами и преференциями (отменены в марте 2005 г.) привела к тому, что реализация проекта стала для КБ практически убыточной. Так или иначе, но опцион на изготовление еще двух египетских спутников после за-пуска первого отошел к российским предприятиям.

Тем не менее, новое руководство Украины  считает, что у страны есть возможность закрепиться на рынке пусковых услуг, а также  заложить основы стратегической перспективы с высокой коммер-ческой отдачей. В последние годы доля Украины в космических запусках составляла 12-13% от мирового объема. Однако, РН "Циклон-2" и "Днепр" (конверсионный вариант "Сатаны") были произведены, когда  Украина еще входила в состав СССР, а стоимость российских комплектую-щих для изготавливаемого в настоящее время "Зенита" (разрабатывался он также в советские вре-мена под руководством академика Владимира Уткина) составляет более 65% от стоимости носи-теля в целом. К тому же  запускаются украинские ракеты, помимо "Морского старта" с космодро-ма "Байконур", находящегося в долгосрочной аренде у России. Запуски же "Днепра" уже с 2006 г. планируется осуществлять из Домбаровского Оренбургской области - позиционного района дислоцированного там соединения РВСН. (Первый запуск "Днепра" из Домбаровского был выполнен в декабре 2004 г.). Надо также отметить, что запуски РН "Днепр" даже из Байконура невозможны без прямого участия в них личного состава ракетный войск России.

Производство "Циклона-3"  сегодня прекращено из-за развала  кооперации, в том числе и внутриукраинской, а достаточно большое количество уже изготовленных "Циклонов-2" возможно удастся использовать для коммерческих пусков лишь благодаря созданию для него российским ракетным  Центром Макеева (г. Миасс, Урал) новой третьей ступени АДУ-600 (первый запуск намечен на 2006 г.).

В 2006 г. предполагается запустить и первую РН "Зенит-М" (двухступенчатый вариант "Зенит-2М" и трехступенчатый - "Зенит-3М") по программе "Наземный старт".  Предполагается выполнять по три-четыре запуска в год с выходом на окупаемость через 5-6 лет.  Из расчета вклада Рос-сии в изготовление ракеты-носителя и создание стартового комплекса  ее доля прибыли от коммерческого использования "Зенита-М" составит 70%, а Украины - 30%.

Украинские ракетостроители имели все шансы участвовать  в проекте   пилотируемого космиче-ского корабля "Клипер", изготавливая для его запуска ускорители "Зенита". Соответственно, Россия отказывалась от разработки для этой цели отечественной РН "Онега". Российское руководство вышло с таким предложением, несмотря на то, что стартовая масса "Клипера" при этом должна быть уменьшена с 14,5 т (выведение на РН "Онега") до   13 т (РН "Зенит"). Залогом кооперации было вхождение Украины в Единое экономическое пространство. Сегодня и эти планы подверглись корректировке, а политическое решение по данному вопросу (несмотря на все экономические плюсы и для России, и для Украины) предсказать трудно. Пока украинское  руководство будет изучать данный вопрос для принятия  "взвешенных выводов", украинские ракеты-носители могут быть просто "изгнаны" из российских космических программ.

Кстати, это уже случилось в ряде совместных  военных программ, после того, как Украина во все-услышание объявила  о желании идти в НАТО. Хотя лучшие в мире межконтинентальные баллистические ракеты создавались в Днепропетровске, новые ракеты "Тополь-М" и "Булава" российские конструкторы разработали и изготавливают без помощи украинских коллег.

И в этом есть логика: в такой сфере опасно зависеть от кого-либо.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала