- Анатолий Лаврентьевич, какова на сегодняшний день ситуация в зоне безопасности?
- На сегодняшний день в связи с блокированием работы Объединенной контрольной комиссии делегацией республики Молдова ситуация требует немедленного участия Объединенной контрольной комиссии в решении тех вопросов, которые назревают в зоне безопасности. Это вопросы военного характера по руководству совместными миротворческими силами, и вопросы, которые касаются компетенции Объединенной контрольной комиссии по разрешению спорных вопросов между администрациями левого и правого берегов.
- Как бы Вы могли прокомментировать заявления официальной власти Молдавии о том, что Приднестровье поставляло оружие в Ирак и другие страны?
- Миротворческие силы на постах и контрольно-пропускных пунктах проверяют все транспортные средства, на которых может быть провезено вооружение. У нас, у миротворческого контингента, таких данных нет. Даже нет таких случаев, которые могли бы обратить внимание данного военного командования на усиление режима по предотвращению провоза. У нас и так на каждом контрольно-пропускном пункте заложено запрещение провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, а также гражданского имущества, которое может быть использовано в военных целях. Это наша главнейшая задача. Транспортные
средства проверяются по особой методике, поэтому не возможно спрятать или утаить что-то. Эти заявления не соответствуют существующей ситуации.
- Западные страны предлагали разместить свои миротворческие силы на территории Приднестровья. Считаете ли Вы необходимым расширение миротворческого формата?
- Совместные миротворческие силы в том формате, в котором они сейчас существуют и осуществляют миротворческую операцию, в полной мере справляются со своими задачами. Наши предшественники приостановили конфликт, развели противоборствующие стороны. Мы в течение 13 лет поддерживаем мир и правопорядок. То есть мы своими действиями создали все условия для политиков, чтобы они могли вести мирный, конструктивный диалог и урегулировать ситуацию на политическом уровне, а не на военном. Необходимости в изменении формата миротворческой операции, ввода дополнительных миротворческих контингентов других стран необходимости нет. Если механизм работает нормально, его не нужно изменять.
- Как будет обеспечиваться безопасность в ходе предстоящих 11 декабря парламентских выборов в Приднестровье?
- Безопасность выборов обеспечивается администрацией приднестровской стороны. Наша задача – выполнение своих обязанностей в том режиме, в каком он есть. Единственное, что мы делаем - усиливаем внимательность, повышаем бдительность. Мы будем пытаться делать все, чтобы пресечь любые провокационные действия вблизи совместных постов миротворческих сил, контрольно-пропускных пунктов, военных комендатур в зоне безопасности. То есть, наша деятельность будет направлена на предупреждение конфликтных ситуаций, а также попыток спровоцировать население на массовые выступления, гражданское неповиновение. В остальном – это компетенция тех, кто проводит выборы.
- Считаете ли Вы, что России необходимо увеличить численность миротворческого контингента в зоне безопасности?
- Если исходить из необходимости уменьшить физические нагрузки на личный состав, то да. Потому что личный состав несет службу в две смены: одна смена стоит, другая отдыхает. То есть у них реально большие физические нагрузки. А в целом, это должно быть решение политического руководства. Я, как командир, обязан заботиться о своих подчиненных. Поэтому я бы поддерживал любые предложения по увеличению численности миротворческого контингента. Тогда бы это снизило физические и моральные нагрузки на личный состав.
- Как осуществляется взаимодействие российского миротворческого контингента с молдавской и приднестровской сторонами?
- Взаимодействие определено организационными формами, которые у нас существуют – это Объединенная контрольная комиссия, Объединенное военное командование. У нас принцип руководства совместными миротворческими силами консенсусный, в отличие от всех остальных воинских коллективов, где в основу руководства заложено единоначалие. То есть любой трех старших начальников воинских контингентов - российского, молдавского, приднестровского - может высказать свои несогласие, и решение не будет принято. Мы достигаем единства только путем обсуждения, и пытаемся совместно решать задачи.
- По каким вопросам чаще всего возникают разногласия?
- Чаще всего трения возникают из-за тех политических вопросов, которые сейчас не решаются в силу блокирования работы Объединенной контрольной комиссии. Командование молдавским контингентом пытается те задачи, которые возложены на Объединенную контрольную комиссию, переложить на плечи Объединенного военного командования. Мы имеем определенный круг
полномочий, и зачастую, эти предложения молдавской стороны выходят за пределы нашей компетенции.
Интервью подготовили спецкор РИА Новости Наталья Белова и собственный корреспондент РИА Новости в Приднестровье Владимир Сандуца