- Григорий Алексеевич, каковы итоги деятельности ЕврАзЭС в уходящем году?
- В этом году государствам Сообщества удалось несколько продвинуться по пути создания Таможенного союза. Повысилась степень согласованности базового перечня общего таможенного тарифа с 56% до 63%. Кроме того, было принято более 10 соглашений, касающихся, в частности, валютно-финансовой политики, технического регулирования, таможенно-тарифной политики. За каждым из этих соглашений стоит год-полтора интенсивных переговоров.
К достижениям можно отнести и начавшееся в этом году строительство Сангтудинской ГЭС в Таджикистане. К участию в проекте привлекаются инвестиции из-за рубежа, в том числе из Казахстана. Подписано также соглашение о строительстве Рогунской ГЭС в Таджикистане. Начаты консультации с Киргизией по вопросам завершения там строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2. Правда, из-за известных недавних событий в республике переговоры были временно приостановлены.
Важным событием года можно назвать создание российско-казахстанского инвестиционного банка, который будет нацелен также и на реализацию проектов в рамках ЕврАзЭС. Уставный капитал банка составляет $1,5 миллиарда. Есть решение глав двух государств, чтобы к концу текущего года завершить работу по учреждению банка. Это двухсторонний проект, но мы с надеждой взираем на этот процесс, полагая, что основным полем деятельности нового банка станет территория ЕврАзЭС.
Расширяются международные связи Сообщества. В этом году были установлены контакты с Азиатским банком развития, продолжен деловой диалог с Европейским союзом. Это помимо того, что у нас наработаны связи с ОБСЕ, ООН, Всемирной таможенной организацией.
В 2005 году было принято решение о вступлении Узбекистана в ЕврАзЭС и объединении ОЦАС и ЕврАзЭС. Отмечу, что все это происходит на фоне интенсивных переговоров по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Там решаются практически те же задачи, что и в ЕврАзЭС. Напомню, что три члена ЕЭП (Белоруссия, Казахстан, Россия) входят в состав ЕврАзЭС и связаны более чем 80 соглашениями, заключенными в рамках Сообщества. Поэтому те решения, которые будут приняты в ЕЭП, окажут влияние и в ЕврАзЭС.
- Как продвигается работа по формированию Таможенного союза ЕврАзЭС?
- Помимо того, что уже делается в ЕврАзЭС, этот вопрос активно прорабатывается и в рамках ЕЭП. Если там будет выработана некая формула, удовлетворяющая все страны ЕврАзЭС, подготовлен и в следующем году принят соответствующий пакет документов, тем самым будет сделан еще один шаг по созданию Таможенного союза в ЕврАзЭС. Подготовленные документы можно будет адаптировать к реалиям Сообщества.
- Заявляло ли какое-либо из государств СНГ о намерении вступить в ЕврАзЭС, в том числе и Украина?
- Пока официальных обращений по этому поводу, в том числе и от Украины, не было. Ранее велись консультации о подключении Украины к режиму свободной торговли ЕврАзЭС, но дальше этого дело пока не пошло. Сейчас Украина активно участвует в диалоге по формированию Единого экономического пространства.
- Какие функции ОЦАС будут переданы ЕврАзЭС при объединении этих двух организаций?
- Слияние двух организаций происходит в силу прагматических соображений – главы государств пришли к выводу о продуктивности объединения двух организаций с практически одинаковыми задачами и составом участников. Вместе с тем в ОЦАС есть функции, которые не входят в сферу деятельности ЕврАзЭС, в частности, вопросы борьбы с терроризмом. Эти вопросы могут быть решены при помощи других международных организаций, в том числе ОДКБ. Сейчас специально созданная рабочая группа проводит тщательный анализ соглашений и договоров, которые были заключены в рамках ОЦАС, чтобы ничего полезного не пропало.
- В ЕврАзЭС есть проекты по сотрудничеству с Узбекистаном?
- Да, уже прорабатываются предложения о том, как можно усовершенствовать порядок водного и энергетического регулирования в регионе. Без Узбекистана эти проблемы решать невозможно. Поэтому проекты сотрудничества в этих областях и ранее составлялись так, чтобы были учтены интересы Узбекистана. Кроме того, нам надо вместе с Узбекистаном попробовать достичь прогресса в транспортной сфере. Есть и другие перспективные направления сотрудничества.
- При прохождении грузов через границы стран-участников ЕврАзЭС приходится решать вопросы обеспечения безопасности. Не планируется ли в ЕврАзЭС создание силовых структур?
- Такой задачи перед Сообществом не стоит. Но ведь обеспечивать безопасность перемещения грузов можно не за счет образования силовых структур, а современными технологическими методами. Мы сотрудничаем в этой сфере со всеми организациями на постсоветском пространстве, в том числе с ОДКБ, Союзным государством России и Белоруссии.
- А как вы оцениваете Союзное государство России и Белоруссии?
- Во многих вопросах оно является для нас как бы «пилотным проектом». Это касается, в частности, формирования таможенного союза. В Союзном государстве фактически существует единый таможенный тариф. Примером может служить и решение вопроса о свободном взаимном передвижении граждан России и Белоруссии.
- Вы ранее говорили о том, что одним из важных для ЕврАзЭС является транспортный вопрос. Как сейчас решается эта проблема?
- Действительно, транспортная составляющая экономического сотрудничества – одна из ключевых проблем Сообщества. Темпы развития в этой сфере пока нас не очень удовлетворяют. Но, тем не менее, уже решен вопрос о формировании транспортных тарифов, принято соглашение о евразийских транспортных коридорах. Сейчас идет работа по созданию трансевразийского транспортного объединения, развитию транзитного потенциала стран ЕврАзЭС.
- Какие направления деятельности ЕврАзЭС будут приоритетными в 2006 году?
- В следующем году государства Сообщества должны определиться по Таможенному союзу, по транспортной интеграции. Кроме того, видимо, появится новое направление сотрудничества – в области экологии или природопользования. В связи с развитием энергетики в Центральной Азии остро встает вопрос о водопользовании. Помимо этого у нас есть сферы так называемого экологического неблагополучия – Чернобыль, а также отходы горнорудной промышленности. Здесь тоже многое предстоит сделать.
Ожидается активное участие в работе ЕврАзЭС Узбекистана, а это, в свою очередь, выдвигает новые задачи и проекты. Узбекистан – большая страна, с большим человеческим потенциалом. Подключение этого государства к активному экономическому взаимодействию в рамках ЕврАзЭС, несомненно, будет способствовать росту как узбекской экономики, так и экономики других стран Сообщества.
Интервью взяла спецкор РИА Новости Наталья Белова