Политический обозреватель «РИА Новости» Марианна Беленькая.
Борьба с терроризмом станет одной из основных тем на чрезвычайном саммите Организации Исламская конференция (ОИК) в Мекке. Россия впервые примет участие в саммите в качестве наблюдателя.
Идея о том, что победить террор невозможно, если сами мусульмане не будут с ним бороться, чрезвычайно близка российской умме (мусульманской общине). Как неоднократно заявлял президент Чечни Алу Алханов «самым действенным в борьбе с международным терроризмом будет, если сами государства с мусульманским населением выступят в первых рядах против терроризма». Он отмечает, что «роль наших религиозных деятелей, наших ученых в противостоянии исламскому радикализму крайне низка». И именно российские мусульмане, прежде всего с Северного Кавказа, выступали с идеей о необходимости создания международного исламского центра, который с религиозной точки зрения давал бы негативную характеристику происходящим в мире терактам. По сути, отражение этой идеи закреплено в «Амманском послании», которое будет среди прочего обсуждаться на саммите в Мекке.
Этот документ, разработанный по инициативе короля Иордании Абдаллы II и поддержанный ведущими богословами и мусульманскими деятелями из всех крупных исламских государств, осуждает с позиции ислама совершение актов насилия против мирного гражданского населения. Как пояснил, будучи летом этого года в Москве иорданский монарх, одно из основных положений послания касается запрета на так называемые «фетвы» – религиозные эдикты, которые оправдывают совершение террористического акта. Теперь, по словам Абдаллы II, наступил самый тяжелый этап - когда этот механизм должен заработать на практике. В этом контексте самой неоднозначной для мусульман во всем мире остаются ситуации в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке.
В преддверии саммита ОИК в израильском городе Натания прогремел очередной теракт. И, наверно, лучшим подтверждением намерений бороться с террором было бы осуждение этого теракта и выражений соболезнований Израилю со стороны всех исламских стран. Отметим, что председатель Палестинской Национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас теракт осудил практически сразу. Но решится ли на такой жест ОИК?
К сожалению, на этот счет существуют сомнения. Вспоминается, как совсем недавно, в конце ноября, на Евросредиземноморском саммите в Барселоне с трудом принимался «Кодекс поведения в отношении терроризма». Европейским странам пришлось приложить немало усилий, чтобы заставить подписаться под этим документом одновременно и Израиль, и арабских участников саммита. Террор осудили, но с оговоркой. Арабские страны настаивали на том, что сопротивление народов против иностранных оккупантов нельзя расценивать как терроризм. Израиль был против. В результате от термина «сопротивление» отказались, но в текст был вставлен пункт о «недопустимости оккупации». На бумаге проблема оказалась решена, но в жизни компромисс найти сложнее.
Да, необходимо проводить грань между международными террористами и теми, кто борется с оккупацией. Надо проводить грань между террористами и молодыми людьми, недовольными социальными или политическими условиями в той или иной стране. Но делать это становится все труднее. Возможно, здесь нужно разделять сам теракт, как действие, и вину и степень ответственности властей в любой географической точке, где совершаются теракты и экстремистские вылазки. Т.е. одновременно и безоговорочно осуждать теракт и разбираться в каждом отдельном случае, что руководство Израиля, ПНА, России, США, Саудовской Аравии и т.д. сделало не так, почему допустило, что определенные слои населения попали под влияние террористов. И тогда можно будет вести диалог с теми, кто готов к этому, и уничтожать тех, кто не собирается отступаться от террора. На сопротивление можно и нужно оказывать политическое воздействие. И немало случаев, когда силы сопротивления складывали оружие и шли на диалог.
Однако следует понимать и признавать, что любые теракты, где бы они ни совершались – в Израиле, в арабских странах, в Европе, США или России, одинаково преступны. Без этого все разговоры о борьбе с террором будут бессмысленны. Бессмысленной будет и дискуссия в рамках ОИК об исправление негативного образа ислама, который сформировался под влиянием терактов. Миру сегодня мало заверений в том, что мусульмане против террора. Ведь, когда одновременно с осуждением терактов в одной точке земного шара хранится молчание по поводу гибели людей в другой, в искренность верится мало. Можно, конечно, сваливать всю ответственность за происходящие на Израиль или США, но можно сделать гораздо более грамотный ход – осудить теракты против американцев и израильтян. И тогда уже никто не сможет кинуть камень в сторону мусульман. Российские мусульмане в своем большинстве это уже поняли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции