День Реформации в лютеранской церкви
31 октября 1517 года августинский монах Мартин Лютер (1483–1546), профессор теологии в недавно основанном Виттенбергском университете, вывесил на дверях дворцовой церкви 95 тезисов, которые он намеревался защищать на публичном диспуте. Поводом для такого вызова послужила практика распространения индульгенций, выдававшихся папой всем тем, кто внес денежный вклад в папскую казну для перестройки базилики св.Петра в Риме. Доминиканские монахи путешествовали по Германии, предлагая полное отпущение грехов и освобождение от мук в чистилище тем, кто, раскаявшись и исповедав грехи, внес плату в соответствии со своими доходами. Можно было приобрести и особую индульгенцию за души, находящиеся в чистилище. Лютеровские тезисы не только осуждали злоупотребления, приписывавшиеся продавцам индульгенций, но и вообще отрицали сами принципы, согласно которым эти индульгенции выдавались. Он полагал, что папа не имеет власти отпускать грехи (исключение составляют наказания, наложенные им самим) и оспаривал учение о сокровищнице заслуг Христа и святых, к которой папа прибегает для отпущения грехов. Кроме того, Лютер сожалел о том факте, что практика продажи индульгенций внушает людям ложную, как он полагал, уверенность в спасении. Вот некоторые из тезисов Лютера: «Наш Господь и Учитель Иисус Христос сказал: «Покайтесь, и поэтому Он хочет, чтобы вся жизнь верующих была постоянным покаянием»; «Папа может освобождать только от наказания, которое он возложил по своему личному усмотрению или согласно канонам церкви», «Человеческим учением занимаются те, которые говорят, что как только зазвенят деньги в ящике, душа освобождается из чистилища. Нет, как только деньги зазвенят в ящике - появляется позорная торговля и нажива»; «Нехристианской проповедью занимаются те, которые говорят, что покаяние не нужно тем, которые купили себе прощение грехов»; «Каждый истинный христианин, принадлежит ли он к числу живущих или умерших, имеет права на все блага Христа и церкви, как на Божий дар, - независимо от «индульгенций»; «Надо учить христиан, что дающий бедному и нуждающемуся лучшее дело делает, чем тот, кто покупает индульгенции»; «Истинным сокровищем Церкви является драгоценное Евангелие о славе и милости Божией». Сторонники Лютера стали называться протестантами.
В 1520 году Лютер опубликовал ряд объясняющих его позиции работ, которые и принесли ему известность среди богословов, духовенства, гуманистов и простых людей. Вот три из этих работ: «Открытое письмо к христианскому дворянству немецкой нации о реформе христианского сословия», «О вавилонском пленении церкви» и «О Христианской свободе». Лютер выдвинул ряд положений, которые стали общепринятыми для всех последующих поколений протестантов. Он со всей очевидностью показал то, что только Библия является неоспоримым и достаточным авторитетом христианской веры. Особое внимание Лютер обращал на то, что спасение можно получить только по вере, которая дается исключительно по милости Божией.
Начатая в Германии церковная реформация привела к созданию новых церквей , которые после смерти Лютера стали называться евангелическо-лютеранскими, а их приверженцев стали именовать лютеранами. Богослужения стали совершаться на немецком языке. Важнейшей частью богослужений стала проповедь, основанная на библейских текстах. Были отменены молитвы Богородице и святым, молитвы за умерших, почитание икон. Священникам разрешено было жениться. Но в то же время не допускалось молиться в церкви своими словами. Иконы, хотя и не почитались, но не были удалены из церквей, были сохранены многие внешние атрибуты католической церкви. Лютер и его последователи не отвергли и крещения детей. Евангелическо-лютеранские церкви распространились не только в Германии, но также в Дании, Швеции и других скандинавских странах , где лютеранская церковь стала государственной.
64 года назад (1941) завершено возведение национального мемориала США на горе Рашмор
Национальный мемориал гора Рашмор - одна из «визитных карточек» США, гордость американцев. На горе высечены барельефы четырех президентов - Джорджа Вашингона, Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна и Теодора Рузвельта, олицетворяющих соответственно рождение, философию, объединение и экспансию нации. Каждый барельеф имеет высоту более 18 метров, и они видны с расстояния 100 километров. Скульптор Гутзон Борглум, создатель этого монумента, собирался еще выбить на скале текст Декларации Независимости США, но ему не хватило жизни на завершение столь грандиозного проекта. Для создания монумента Борглум выбрал гору Рашмор, потому что она имела довольно ровную стену, которая была повернута на юго-запад и поэтому освещалась солнцем в течение почти всего дня. Голова Вашингтона была вырублена первой в 1930 году, Джефферсон появился в 1936 году, Линкольн - в 1937, Рузвельт - в 1941 году. Очень быстро монумент четырех президентов стал национальным символом Америки, привлекая миллионы туристов со всех концов света.
Родился Анатолий Дмитриевич ПАПАНОВ (1922-1987), актер, народный артист СССР
Анатолий Папанов родился в Вязьме, в простой рабочей семье. В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву. После окончания школы в 1939 году он устроился литейщиком в ремонтные мастерские 2-го Московского шарикоподшипникового завода. При заводе существовала известная в те годы театральная студия «Каучук», куда Папанов и записался. Работая на заводе, Папанов часто появлялся на «Мосфильме», снимаясь в массовке в самых разных картинах: «Суворов», «Степан Разин», «Ленин в Октябре». Когда началась Великая Отечественная война, Анатолий Папанов попал на передовую, на Юго-Западный фронт. В 1942 году его серьезно ранило в ногу, и из госпиталя через полгода он вышел инвалидом. Вернувшись в Москву в октябре 1942 года, Папанов поступил в Государственный институт театрального искусства (мастерская артистов МХАТ М.Орловой и В.Орлова). В 1945 году, после окончания ГИТИСа, Анатолий Папанов переехал в Клайпеду, где поступил в труппу Русского драматического театра. Одной из ярких работ молодого артиста стала роль Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия».
В 1948 году режиссер Андрей Гончаров, которого Папанов знал еще по ГИТИСу, пригласил его в Театр Сатиры, и актер принял это предложение. Здесь он долгое время оставался на вторых ролях, пока в 1955 году не вышел спектакль «Поцелуй феи», а затем и спектакль «Дамоклов меч». Позже Папанов был занят в спектаклях «Лев Гурыч Синичкин», «Памятник себе», «Клоп», «Мистерия-буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор» и других. Спектакль «Дамоклов меч» круто изменил жизнь артиста: после сыгранной в этом спектакле роли на Анатолия Папанова обратили внимание кинематографисты, и Эльдар Рязанов пригласил Папанова сняться в картине «Человек ниоткуда».
В 1963 году режиссер Александр Столпер решил экранизировать роман Константина Симонова «Живые и мертвые». Папанову была предложена роль генерала Федора Серпилина. Успех фильма был грандиозный - картина заняла первое место в прокате 1964 года и была удостоена призов на фестивалях в Карловых Варах и Акапулько. Актер блистательно играл как драматические, так и комедийные роли в фильмах, вышедших в 1960-х годах: «Приходите завтра», «Родная кровь», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота», «Иду на грозу», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука». В 1967 году Анатолий Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом сериале «Ну, погоди!» и стал кумиром многих поколений детей. В 1970-е годы Папанов был на пике своей популярности, а такие фильмы с его участием, как «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «Плохой хороший человек», «12 стульев» до сих пор составляют золотой фонд советского кино и пользуются успехом у зрителей. В 1980-е годы Папанов практически не снимался, но продолжал много работать в театре. В 1986 году режиссер Александр Прошкин пригласил Анатолия Папанова на одну из главных ролей в фильме «Холодное лето 53-го». Роль Копалыча оказалась последней в жизни артиста, за нее он был удостоен Государственной премии СССР посмертно. Умер Анатолий Дмитриевич Папанов 7 августа 1987 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
44 года назад (1961) в ночь с 31 октября на 1 ноября по решению XXII съезда ЦК КПСС тело Сталина вынесли из Мавзолея
Иосиф Сталин умер 5 марта 1953 года. 9 марта того же года он был похоронен в Мавзолее на Красной площади. Вскоре после XX съезда партии (1956) на партийно-производственных собраниях, обсуждавших итоги съезда, стало все настойчивее звучать мнение о том, что пребывание тела Сталина в усыпальнице Ленина «несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями». Осенью 1961 года, накануне ХХII съезда КПСС, рабочие Кировского и Невского машиностроительных заводов предложили переместить прах Сталина в другое место. Такое же предложение выдвинули рабочие Московского завода имени Владимира Ильича. 30 октября 1961 года, выступая на ХХII съезде КПСС, первый секретарь Ленинградского обкома партии Иван Спиридонов внес от имени ленинградской партийной делегации и трудящихся города предложение рабочих на рассмотрение съезда. Предложение ленинградцев поддержали партийные делегации Москвы, Грузии, Украины, Казахстана, Алтайского края, Саратовской области и другие. ХХII съезд постановил: Мавзолей на Красной площади, созданный для увековечения памяти Ленина, впредь именовать - Мавзолей Владимира Ильича Ленина. Прах Сталина было решено перезахоронить на Красной площади за Мавзолеем.
Руководители страны, несомненно, отдавали себе отчет в том, что решение о выносе тела Сталина из Мавзолея может спровоцировать беспорядки в стране. Поэтому акцию проводили тайно и тщательно к ней готовились. Поздним вечером 31 октября 1961 года в обстановке абсолютной секретности, под предлогом репетиции парада к 7 ноября, оцепили Красную площадь. Вход в Мавзолей, а также вырытая могила были закрыты фанерными щитами. На месте находились только похоронная команда, многочисленная охрана и комиссия по перезахоронению. По воспоминаниям бывшего командира Кремлевского полка Конева, в Мавзолее офицеры переложили тело Сталина в деревянный гроб, обтянутый черным и красным крепом. Тело накрыли вуалью темного цвета, оставив открытыми лицо и половину груди. Шанину - начальнику столярной мастерской, под руководством которого в Арсенале сделали гроб, была дана команда закрыть гроб крышкой и прибить ее. Восемь офицеров вынесли гроб из Мавзолея, поднесли к могиле, на дне которой из восьми плит был сделан своеобразный саркофаг, и поместили на деревянные подставки. После короткой паузы солдаты осторожно, на веревках опустили гроб в могилу. По русскому обычаю кое-кто из присутствовавших бросил по горсти земли, и солдаты закопали могилу. Вопреки ожиданиям, новость о выносе тела Сталина из Мавзолея страна восприняла достаточно спокойно. В 1970 году на могиле Сталина установлен памятник работы скульптора Николая Томского.