Автор Евгений Соколов.
4 сентября 2005 года в мире «Формулы-1» произошло событие, которого ждали давно и в которое многим сложно было поверить, даже несмотря на предыдущие результаты сезона: Михаэль Шумахер пересек финишную черту «Гран-при Италии» лишь 10-м и перестал быть чемпионом мира. Фактически лидер «Феррари» утратил шансы на титул раньше, по крайней мере, это было ясно по тем результатам, которые его команда показывала по ходу чемпионата. Так же ясно было и то, что «Скудерии» не удастся переломить ход неудачного для нее первенства.
Однако де-юре Красный барон сложил чемпионские полномочия еще в Монце, которая считается домашним автодромом «Феррари». Сам Шумахер отнесся к этому событию философски, сказав, что «рано или поздно это должно было произойти», потому что вечно оставаться на вершине невозможно.
Причин тому можно найти несколько. Сезон-2005 проходил по вновь измененному регламенту, к которому в «Скудерии», судя по всему, приспособиться не сумели.
Болид F2005, построенный зимой Россом Брауном и его коллегами, получился на редкость неудачным, возможно, самым неудачным за все время, что Шумахер защищает цвета этой команды. Достаточно сказать, что в чемпионате «Феррари» выиграла всего одну гонку, да и то это был печально знаменитый «Гран-при США», когда Красному барону противостояли лишь его напарник Рубенс Баррикелло да аутсайдеры из «Джордана» и «Минарди». Такого за последние десять лет еще не было, и даже в своем дебютном сезоне на «Феррари», в 1996 году, Михаэль умудрился выиграть три гонки.
Большинство экспертов отмечали слабую аэродинамику F2005, особенно в носовой части болида. «Феррари» образца минувшего сезона была явно слабее и «Рено», и «Макларена». Да и покрышки «Бриджстоун» на большинстве этапов уступали конкурентам из «Мишлен». Из-за всего этого F2005 явно не хватало прижимной силы, и чтобы компенсировать ее дефицит, приходилось жертвовать скоростью, что и привело к таким непривычно низким для болельщиков «Жеребцов из Маранелло» результатам. Правда, семикратный чемпион сильно выступил в Венгрии (поул-позишн с большим преимуществом и второе место в гонке). Автодром в Будапеште предъявляет максимум требований к мастерству пилотов, так что Шуми в очередной раз доказал, что является гонщиком экстра-класса. Причем сделал это не благодаря, а вопреки своей машине, которая, судя по прогнозам, не могла претендовать даже на подиум на такой трассе.
Таким образом, если суммировать все недостатки F2005 и отталкиваться исключительно от технических параметров болида, можно сказать, что итоговое третье место в Кубке конструкторов - совсем неплохой результат. Но в Маранелло за последние пять лет привыкли только к победам и наверняка предпочтут поскорее забыть этот сезон…
Спустя две недели после Монцы в бразильском Интерлагосе состоялась «коронация» нового чемпиона: 24-летний Фернандо Алонсо досрочно гарантировал себе титул и стал самым молодым его обладателем в истории «Ф-1», побив рекорд Эмерсона Фиттипальди, установленный в далеком 1972-м.
В том, что Шумахера на троне сменил именно Алонсо, ничего удивительного в общем-то нет. Испанец давно зарекомендовал себя как быстрый гонщик, многие ветераны «Ф-1» и специалисты отмечали в нем чемпионский потенциал, но все же его успех пришел как-то неожиданно быстро - ведь всего год назад Алонсо и «Рено» не помышляли о победе в первенстве.
Переоценивать вклад самого гонщика в итоговый успех (как свой, так и командный) не стоит. В «Рено» за зиму явно неплохо поработали и предоставили испанцу один из лучших автомобилей чемпионата. Испанцу не приходилось бороться с болидом или со своей командой, как это делали Жак Вильнев в 1997 году или Эдди Ирвайн в 99-м (последнему до заветного титула не хватило самой малости). Именно поэтому победа французской «конюшни» в командном первенстве вполне закономерна, ведь Кубок конструкторов – это не просто сумма очков, набранных двумя пилотами. Этот титул отражает работу всей команды, включая гонщиков, инженеров и рядовых механиков. А в этом «Рено» не было равных по ходу всего чемпионата.
Но и принижать заслуг Алонсо все же не стоит – за весь сезон он ошибся всего однажды (в Монреале) и провел его стабильно, практически не опускаясь ниже установленной в первых гонках планки, а стабильность, как известно, - залог успеха.
Но этот успех был бы невозможен без еще одного человека, который не участвует в гонках непосредственно, не создает и не проектирует болиды, но зато он знает секрет побед.
Флавио Бриаторе, давно известный как один из лучших менеджеров «Ф-1», открывший миру «Больших призов» Алонсо и Шумахера, сумел блестяще скоординировать работу команды, которая не располагает таким бюджетом, как та же «Скудерия» или «Макларен». Его предыдущий громкий триумф пришелся на 1995 год, когда «Бенеттон» под руководством итальянца за явным преимуществом переиграл конкурентов из «Уильямса» и сделал дубль – второй на тот момент титул Михаэля Шумахера плюс Кубок конструкторов. Теперь он повторил этот путь в «Рено», которая с момента его появления в 2001 году прогрессировала постепенно, шаг за шагом, и в итоге удивила всех, завоевав оба титула (между прочим, французская команда была создана именно на базе «Бенеттона»).
Здесь, кстати, можно провести любопытную параллель: в 95-м, когда Шумахер стал двукратным чемпионом, он предпочел уйти из благополучного «Бенеттона» в менее конкурентоспособную тогда «Феррари». Через год контракт с «Рено» заканчивается у Алонсо, которого часто называют преемником немца в «Скудерии».
Впрочем, на это же место прочат и Кими Райкконена – гонщика не менее, а, возможно, и более одаренного, чем Алонсо. Финн в минувшем сезоне стал вице-чемпионом, а «Макларен» стал вторым в Кубке конструкторов. Казалось бы, «Серебряные стрелы» сделали большой шаг вперед, ведь год назад все было намного хуже: Райкконен - лишь седьмой в личном зачете, Дэвид Култхард – девятый, «Макларен» - пятый в командном, стало быть, сейчас есть чему радоваться.
Однако, как и в случае с «Феррари», подобные разговоры неуместны. Недаром босс команды из Уокинга Рон Деннис, работавший с такими людьми, как Айртон Сенна и Ален Прост, всегда говорил, что «второй – это всего лишь первый из проигравших».
В «Макларене» в 2005 году построили самый быстрый, по общему мнению, болид чемпионата, а молодой финн на равных боролся с Алонсо за титул. Однако чемпионская машина должна быть не только быстрой, но и надежной, а у МР4-20 в этом отношении наблюдался явный дисбаланс.
Прежде всего это касается моторов «Мерседес», из-за которых Райкконен недосчитался немалого количества очков. Сейчас уже нет смысла гадать, стал бы Кими чемпионом, если бы не проблемы с надежностью двигателей, но то, что борьба была бы более упорной, - это точно. Ведь многочисленные поломки, ставшие хронической болезнью «Макларена» и «Мерседеса» а этом сезоне, буквально украли у финна победы в Имоле, Хоккенхайме, а, быть может, в Маньи-Кур, Сильверстоуне и Монце. Да и многочисленные нововведения вроде одного комплекта покрышек на «Гран-при» или правила одного двигателя сыграли против него.
Но в любом случае, не стоит утверждать, что Райкконен заслуживал титула, а Алонсо – нет, ведь очной борьбы на трассе (как говорят гонщики, «колесо в колесо») между ними по большому счету не было, плюс «Макларен» в начале сезона выглядел бледно, а «Рено», напротив, стартовала очень мощно. Да и стать чемпионом без доли везения, которое буквально преследовало испанца в этом году, тяжело. Райкконену и его болельщикам остается утешать себя тем, что финн действительно сделал все возможное со своей стороны, но этого оказалось недостаточно.
Посетовать на невезение могут и напарники соискателей чемпионской короны. Физикелла, в распоряжении которого была та же машина, что и у Алонсо, явно мог претендовать на большее, как и Хуан Пабло Монтойя, который, казалось, притягивал к себе всевозможные неприятности в этом году (вспомнить хотя бы дисквалификацию в Канаде и аварии не по своей вине в Бельгии и Турции).
Что касается остальных, то явно может занести себе минувший сезон в актив «Тойота», набравшая почти в десять раз больше очков, чем год назад. Неплохо смотрелись «Уильямсы», «Ред Булл» во главе со списанным было ветераном Дэвидом Култхардом и португальский дебютант «Джордана» Тьягу Монтейру, который сумел набрать очки не только в скандальном «Гран-при США», финишировал во всех гонках, за исключением одной (редкая стабильность для новичка «Больших призов») и оказался самым надежным гонщиком сезона (!).
Неоднозначным выдался чемпионат для «БАР». Слабый старт, дисквалификация на два этапа, неопределенность с Дженсоном Баттоном, который раздумал уходить в «Уильямс» и разорвал подписанный на следующий год контракт с Железным Фрэнком, а затем более-менее регулярные финиши в очковой зоне. Но все равно команда, ставшая год назад второй после «Феррари», рассчитывала на большее.
В то же время, разочаровал Жак Вильнев на «Заубере». Экс-чемпион в своих заявлениях в прессе неоднократно находил вроде бы убедительные объяснения своим неудачам, но его напарник Фелипе Масса был быстрее канадца (хотя очков привез ненамного больше). Будущее Вильнева в «Ф-1» пока представляется туманным, и не исключено, что руководство новой команды «БМВ», которая придет на смену «Зауберу», попросит его освободить место призового пилота.
Примерно то же самое можно сказать о Такуме Сато, которого неоднократно упрекали в излишне агрессивной манере вождения. Контракт с протеже «Хонды» в «БАР» решили не продлевать, и напарником Баттона теперь будет Рубенс Баррикелло, который давно мечтал выйти из тени Шумахера-старшего и перестать быть номером два в «Феррари».
56-й чемпионат мира запомнится не только очередными изменениями регламента, успехами Алонсо и «Рено», отчаянными попытками Райкконена догнать лидера, падением «Феррари» и трагикомедией в Индианаполисе. Это был также последний год для частных команд – «Заубера», «Джордана» и «Минарди». Формально «Джордан» уже принадлежит новым владельцам, но сезон-2005 был как бы переходным, а в следующем чемпионате это будет другая команда с названием «Мидлэнд». На базе «Заубера», как уже было сказано, возникнет «БМВ», а «Минарди», приобретенная компанией «Ред Булл» уступит свое место «Скуадра Торо Россо», которая будет дублем основной команды «Ред Булл». Исчезновение «Минарди», «Джордана» и «Заубера» в очередной раз напоминает, насколько тяжело приходится в «Больших призах» частным «конюшням»…
На пресс-конференции после гонки в Шанхае Кими Райкконен пообещал, что в следующем сезоне его команда обязательно поборется с «Рено» за оба титула. Так ли оно будет на самом деле, или очередные изменения технического регламента опять спутают всем карты, покажет время. Возможно, финну удастся с третьей попытки примерить чемпионскую корону, или 57-й чемпионат станет началом эры Алонсо, или Михаэль Шумахер даст достойный ответ скептикам, отправившим его на пенсию, и завоюет свой восьмой титул. А, быть может, героем станет кто-то другой, ведь «Формула-1», как показал сезон-2005, вовсе не такой уж предсказуемый вид спорта.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции