Иудейский праздник - Суккот
Иудейский праздник - Суккот; начинается 15 числа месяца тишрей по еврейскому календарю и продолжается восемь дней; по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо.
Этот праздник установлен в память 40-летнего странствия еврейского народа по Аравийской пустыне на пути из Египта в Землю обетованную, когда люди жили в палатках и шалашах (слово «суккот» в переводе с иврита означает шатры, шалаши). Кроме того, праздник связан с предписанием Священного писания (Торы) особо отмечать дни окончания сбора урожая и полевых работ, во время которых крестьяне селились в окрестностях полей в похожих шалашах. В таком шалаше должно быть три стены, а на крыше обязательно пальмовые ветви, через которые можно видеть звезды. Это должна быть временная постройка, которую нельзя оставлять до следующего года. Иногда для постройки шалашей несколько семей собираются вместе. Если позволяет погода, в течение праздничных дней в «суккоте» обедают.
Праздник Суккот называют также праздником кущей (урожая). Он совпадает с уборкой урожая, поэтому на праздничном столе обязательны овощи, фрукты и зелень. Подают капусту, фаршированную по восточно-европейским традициям, а также другие фаршированные овощи, яблочный штрудель, что символизирует изобилие. Праздничное угощение на Суккот - гранаты и хурма. Праздник всегда отличает радостная и оживленная атмосфера: на праздничное угощение приглашаются не только родные и близкие, но даже малознакомые люди, и это особенно важно для тех, кто нуждается в дружеской и моральной поддержке. В этот праздник евреи обращаются к Всевышнему с благодарностью и восхвалениями за то, что Он благословил свой народ изобилием. Одним из атрибутов праздника Суккот является арбаа миним - «четыре вида растений». Во время утренних молитвенных собраний каждый берет в руки ветвь финиковой пальмы (лулав), две ветви речной ивы (аравот), три ветви мирта (адас) и цитрусовый плод (этрог). Эти растения предназначены для благословения и символизируют единство еврейского народа.
85 лет назад умер Джон РИД
85 лет назад умер Джон РИД (1887-1920), американский писатель, журналист, автор книги «10 дней, которые потрясли мир».
Джон Рид родился в городе Портленде (США) в семье богатого бизнесмена. Выпускник престижного Гарварда, поэт и любимец женщин, Рид был гордостью Портленда, когда на студенческих вечеринках читал свои романтические стихи. Впоследствии он опубликовал их в местном журнале «Трубадур». Поэзия привела Рида в журналистику, он начал сотрудничать с изданиями левого политического спектра - «New Review», «The Masses», «The Metropolitan Magazine». Для последнего Рид писал очерки о мексиканской революции и ее главном герое Панчо Вилье. В книге «Революционная Мексика» он выступил против вмешательства США во внутренние дела этой страны. Осенью 1917 года приехал в Россию. Участвовал в Октябрьской революции в Петрограде. Вернувшись на родину, Рид совершил около двадцати агитационных поездок по стране, выступая в защиту Октябрьской революции. Один из организаторов коммунистической партии США (1919). Осенью 1919 года «неистовый репортер» снова приехал в Петроград, участвовал в работе II конгресса Коммунистического Интернационала, был членом Исполкома Коминтерна. Джон Рид умер в России 17 октября 1920 года, по официальной версии советских властей, от тифа. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.
Рид - автор одного из лучших историко-мемуарных трудов об Октябрьской революции «Десять дней, которые потрясли мир». «Летописец Октября» ездил по России, собирая материал для своей новой книги. Ленин высоко оценил книгу американского журналиста-коммуниста и даже написал предисловие к ней. Он рекомендовал издать ее в миллионах экземпляров на всех языках планеты. Русский перевод книги Рида появился на книжных полках в 1923 году, и Сталин сразу же невзлюбил ее: в произведении Рида имя Сталина не упоминается среди руководителей восстания. Книга была подвергнута критике, а позднее замурована в спецфондах. Переиздание было осуществлено только четыре года спустя после смерти Сталина, в 1957 году.
265 лет назад основан город Петропавловск-Камчатский
265 лет назад (1740) основан город Петропавловск-Камчатский.
Петропавловск-Камчатский - один из самых старинных городов на Дальнем Востоке. Основан на месте камчадальского селения Аушин, где в 1740 году зимовала и построила Петропавловский острог 2-я Камчатская экспедиция (1733-1743) Витуса Беринга и Алексея Чирикова. Название острог получил от наименования судов экспедиции - «Святой апостол Петр» и «Святой апостол Павел». К началу XIX века стал главным портом на Дальнем Востоке и административно-хозяйственным центром Камчатки. В 1822 году преобразован в окружной город Петропавловский Порт, чаще назывался Петропавловск. В 1849-1858 годах Петропавловск стал центром Камчатской области. В августе 1854 года во время Крымской войны 1853-1856 годов гарнизон города героически отразил нападение англо-французской эскадры. В 1909 году Петропавловский уезд получил статус самостоятельной области, и центром ее стал Петропавловск. В период с 1910 по 1917 год на месте старого обветшалого Петропавловска возник новый город. В 1924 году город переименован в Петропавловск-Камчатский. В 1930-х годах границы Петропавловска-Камчатского значительно расширились, включив в себя новые районы промышленной и жилой застройки: поселок акционерного Камчатского общества, поселки рабочих и строителей Петропавловской судоверфи и жестянобаночной фабрики, базу рыболовецкого флота Моховая, в 1940-х годах - жилой район строителей морского торгового флота. До 1932 года Петропавловск-Камчатский - центр Камчатского округа Дальневосточного края, до 1956 года - центр Камчатской области в составе Хабаровского края, затем центр самостоятельной области.
Петропавловск-Камчатский - административный, промышленный и культурный центр Камчатской области с морским портом на Тихоокеанском побережье. В настоящее время это центр судоремонтной и рыбообрабатывающей промышленности. Здесь находятся научные институты, средние и высшие учебные заведения, театры, музеи. Город удобно расположен на берегах редкой по красоте и величине бухты - Авачинской губы, берега которой изрезаны небольшими заливами и бухточками. У восточного берега бухты протянулись сопки Петровская, Никольская и Сигнальная, с которых открываются панорамы города, порта, Авачинской губы. Вдали на востоке высится Авачинско-Корякская горная цепь. На западном берегу Авачинской бухты - громады вулканов Вилючинского, Мутновского, Горелого. Неподалеку от города расположены три группы Паратунских горячих источников, на которых построено 28 санаториев и баз отдыха, где круглогодично лечатся и отдыхают горожане, жители Камчатки и туристы. Петропавловск-Камчатский связан авиационными транспортными артериями с крупнейшими городами России: Москвой, Санкт-Петербургом, Красноярском, Новосибирском, Хабаровском, Владивостоком. В настоящее время в Петропавловске-Камчатском проживают около 200 тысяч человек.
125 лет назад родился Владимир Евгеньевич ЖАБОТИНСКИЙ
125 лет назад (1880) родился Владимир Евгеньевич ЖАБОТИНСКИЙ, журналист, писатель, поэт, политический деятель, идеолог сионистского движения.
Владимир Евгеньевич (Зеев-Вольф Ионович) Жаботинский родился в Одессе. Учился в гимназии, затем изучал право в Бернском и Римском университетах. Его статьи и корреспонденции из Рима печатались в «Одесских новостях», «Одесском листке», петербургском «Северном курьере», римской «Аванти» (на итальянском языке) и других изданиях под псевдонимом Altalena. Летом 1901 года Жаботинский вернулся в Одессу и стал работать фельетонистом в «Одесских новостях». В начале 1903 года в связи с угрозой погрома в Одессе вместе с М.Дизенгофом выступил инициатором создания отряда еврейской самообороны, собирал средства на покупку оружия. Весной того же года под впечатлением от еврейского погрома в Кишиневе Жаботинский включился в сионистское движение. Позднее, в 1904 году, он перевел на русский язык поэму X.Бялика «Сказание о погроме» (впоследствии он блестяще перевел большинство стихов Бялика и издал их в 1911 году отдельным сборником). В том же 1903 году Жаботинский впервые участвует в работе 6-го Сионистского конгресса в Базеле. В конце 1903 года он переезжает в Петербург и активно сотрудничает в русской и еврейской прессе. В 1904-1914 годах в ряде статей проводил идею политического возрождения еврейского народа. Популярен он был необычайно. Публицистический и ораторский дар Жаботинского достигли в этот период наивысшего расцвета. Его статьи вызывали многочисленные отклики; залы, в которых звучали его речи, в городах и местечках черты оседлости были забиты до отказа. Блестящий пропагандист сионистского движения, он привлек в его ряды тысячи юношей и девушек. В эти годы Жаботинский участвовал в создании «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России» (1905), был одним из главных докладчиков на Гельсингфорской Всероссийской конференции сионистов (ноябрь 1906), на которой была принята программа борьбы за равноправие и национальное возрождение российского еврейства. В первую мировую войну сформировал еврейский легион в составе британской армии. Организатор (1923) и глава Союза сионистов-ревизионистов и его боевой организации. Боролся за создание еврейского государства в Палестине.
Жаботинский - автор многих художественных и публицистических произведений, в том числе романов на русском языке (исторический роман «Самсон Назорей»), переводов мировой классики (Данте, Гете, Ростана и др.), автобиографических книг «Пятеро», «Повесть моих дней» и «Слово о полку». В рассказах, публицистике, пьесах («Чужбина») главенствует идея национального самосознания и возрождения российского еврейства. В начале 1940 года Жаботинский выехал с пропагандистской миссией в США, где скончался 4 августа 1940 года недалеко от Нью-Йорка. В своем завещании Жаботинский распорядился перенести свои останки в независимое Еврейское государство лишь по постановлению его правительства. В 1964 году его предсмертная воля была выполнена, прах Жаботинского был захоронен в Иерусалиме рядом с могилой основателя политического сионизма Т.Герцля.
100 лет назад Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»
100 лет назад (1905) император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Первая русская революция началась 9 января 1905 года с расстрела царскими войсками мирной демонстрации народа, двинувшегося к Зимнему дворцу просить у Николая II защиты от притеснений. Столичные власти не нашли лучшего средства остановить толпу, как рассеять ее картечью. Гибель невинных детей, женщин, стариков, с иконами в руках направлявшихся к царю-батюшке, привела к яростному революционному взрыву. На сторону восставшего народа переходили воинские части. Летом 1905 года на сторону революции перешел эскадренный миноносец «Князь Потемкин Таврический». Осенью того же года отказалась подчиняться командованию часть Черноморского военно-морского флота (корабли «Очаков», «Св. Пантелеймон» и др.). Лидером восставших моряков стал лейтенант Петр Шмидт. Апогей революции пришелся на октябрь 1905 года В стране началась всероссийская политическая стачка.
Стремясь с помощью реформ сбить накал революции, император 17 октября 1905 года издал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (Манифест 17 октября 1905 года), провозгласивший гражданские свободы (неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, союзов) и созыв Государственной думы, без одобрения которой ни один закон не мог войти в силу. Манифест был подготовлен С.Ю.Витте. В 1906 году Николаем были утверждены основные законы Российской империи, законодательная власть закреплена за Государственным советом и Государственной думой. Очень небольшая часть населения России расценила Манифест как победу революции. Из числа представителей этой части населения сформировались две правые политические партии - партия либерально-монархической буржуазии (конституционные демократы, или кадеты) и партия чиновников, помещиков и крупной буржуазии - «Союз 17 октября» (или октябристы). Но многомиллионные массы крестьян и рабочих продолжали революционную борьбу. С 9 по 19 декабря 1905 года в Москве произошло вооруженное восстание, которое было жестоко подавлено. После московских событий начался постепенный спад революции. Разрозненные революционные выступления продолжались до середины 1907 года.