Военный обозреватель "РИА Новости" Дмитрий Буданов.
Председатель комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников внес на рассмотрение палаты депутатов поправки в закон «Об альтернативной гражданской службе», вступивший в силу всего-то с 1 января 2004 года.
Крашенинников предлагает отказаться от принципа экстерриториальности. По этому принципу правом прохождения альтернативной службы рядом с домом наделены сегодня только коренные народы Крайнего Севера. Прочие обязаны служить в тех регионах, где они не проживают.
Другая значимая поправка позволит «альтернативщику» работать не только в государственных, но и в муниципальных учреждениях.
Поправки, предложенные депутатом, вынужденные. Например, в ряде случаев у организаций, которые хотят привлечь на работу «альтернативщиков» и где предусмотрены рабочие места для них, нет возможности обеспечить молодых людей благоустроенным жильем, которое положено в таких случаях по закону. А ведь, повторим, концепция альтернативной службы строилась на том, что проходить ее необходимо вне дома – в другом городе или селе.
За последние полтора года только 2 тысячи молодых людей призывного возраста подали заявки на прохождение альтернативной службы. Общее же количество граждан, направленных на АГС, составило лишь 536 человек. А в 2005-м – и того меньше, всего 135. Для сравнения, в Германии, например, «альтернативщиков» в полтора раза больше, чем солдат срочной службы.
Да и в целом принятие закона для пацифистов и вообще тех, кто не хочет служить в армии с оружием в руках по религиозным убеждениям, обернулось серьезным разочарованием. По итогам опроса, проведенного ВЦИОМ в августе нынешнего года, лишь каждый пятый россиянин (21%) предпочел бы вместо военной службы пойти на альтернативную. О крайне низкой привлекательности последней говорит также тот факт, что более половины опрошенных (54%) предпочли бы работе в больнице или на вредном производстве все-таки казарму. Притом что "казарма" остается весьма непопулярной.
Складывается впечатление, что, работая над действующим законом, представители Минобороны и депутаты Государственной Думы рассматривали "альтернативу" в качестве «наказания за отказ служить в армии». Политика, проводимая военкоматами в отношении «альтернативщиков», полностью укладывается в эти рамки. Если юношам, отказывающимся от армии по религиозным убеждениям, достаточно было принести справку, подтверждающую членство в религиозной организации, которая запрещала им брать в руки оружие, то "просто пацифистам" стоило больших усилий доказать тот факт, что служба в армии противоречит их внутренним убеждениям. В законе же не указано, по каким критериям призывников нужно относить к той или иной категории. Чем и пользуются некоторые военные комиссары в погоне за выполнением плана по набору будущих защитников отечества.
Да и законодатели сделали все, для того чтобы альтернативная служба стала как можно менее привлекательной. Здесь и ее продолжительность, составляющая для юноши без высшего образования 42 месяца, и должности с очень невысокой зарплатой в размере 1,5-2 тысяч рублей, на которую практически невозможно прожить, особенно вдали от дома, и отсутствие нормальных условий для проживания в организациях, где ждут «альтернативщиков». А ведь предназначение АГС не в том, чтобы наказать молодого человека призывного возраста, а в том, чтобы создать такие условия, при которых он сможет реализовать свой гражданский выбор и принести при этом пользу обществу.
Вдобавок оказалось, что прохождение экстерриториальной АГС накладно для казны с экономической точки зрения. Расходы федерального бюджета на эти цели складываются из оплаты проезда «альтернативщика» к месту службы и обратно, плюс ежегодный проезд в отпуск в оба конца. Кроме того, ему нужно предоставить жилье, на что деньги выделяются из бюджета субъекта Федерации или той организации, где он будет работать. Учитывая финансовое положение многих государственных предприятий и организаций, в том числе и больниц, решить эти вопросы очень не просто.
Сегодня ситуация с реализацией закона такова, что и среди молодежи, выбравшей АГС, появились уклонисты. Таких только за 2005 год набралось 58 человек. Бесспорно, часть из них изначально преследовала одну-единственную цель: любым способом избежать службы в армии. Но ведь есть и такие, кто не хочет служить именно по религиозным или пацифистским убеждениям. Просто предлагаемые им условия прохождения АГС излишне строги и отпугивают потенциальных «альтернативщиков». В итоге получается, что молодые люди не приносят пользу обществу ни на военной, ни на гражданской службе.
В российских депутатских кругах, видимо, созревает понимание того, что действительно желающим проходить альтернативную службу необходимо создавать более привлекательные условия. Инициатива депутата Крашенинникова как раз и направлена на то, чтобы исправить сложившееся положение дел.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции