Военный обозреватель РИА «Новости» Виктор Литовкин.
Министерство обороны России опубликовало список высших учебных заведений страны, в которых сохранятся военные кафедры для подготовки офицеров запаса. А также - список тех вузов, на базе которых создадут учебно-военные центры для подготовки офицеров запаса и обучения офицеров, кому предстоит служить в войсках по контракту.
Университетов и институтов с военной кафедрой оказалось 35, университетов и институтов, где организовываются учебно-военные центры, - 33. Таким образом, «угроза» практически полного сокращения и закрытия военных кафедр (было обещано уменьшить их количество с 226 до 30), которой пугали студентов и их родителей генералы, пока миновала. И хотя 68 вузов - не обещанные две сотни с лишним, многим потенциальным призывникам дышать стало легче.
В любом случае призовут не больше пятнадцати тысяч человек, как этого требует соответствующий указ президента. А на оставшихся военных кафедрах готовят в два раза больше офицеров запаса.
Кадровый голод силовых министерств – главная проблема, которая уже не первый год волнует как военных, так и гражданское общество России. Два десятка отсрочек от призыва, которые удалось внести в законы о воинской службе депутатам Государственной Думы предыдущих созывов, и демографический провал, который придется на 2007-2008 год, когда невозможно будет поставить в воинский строй не только нынешних девять-десять человек из ста годных к армейской службе, но даже и пять-шесть – все это заставляет нынешнее руководство минобороны лихорадочно искать выход из создавшегося положения.
Попытки сократить количество отсрочек от призыва успеха не принесли. Парламентарии, готовые поддержать большинство инициатив правительственных органов, на это не пошли. Они понимают, у этой инициативы нет поддержки в обществе, и брать на себя «лишний грех» перед избирателями они не хотят.
Федеральная программа перехода на смешанный метод комплектования вооруженных сил – контрактный и призывной - тоже пока не приносит успеха. Планы по рекрутированию контрактников из числа безработной молодежи пока зависают. Проблема в том, что оклады, которые им предлагают военные, слишком маленькие даже для безработных (6 тысяч рублей или 200 долларов). Это не та сумма, чтобы компенсировать все издержки, лишения и трудности воинской службы. Тем более, что благоустроенного жилья для семьи контрактника армия тоже предоставить не может. У нее сегодня без крыши над головой 164 тысячи офицеров и прапорщиков – примерно каждый третий профессионал.
Отсутствие надежных социальных гарантий для военнослужащих приводит к тому, что армию активно покидает и ее «золотой фонд» - молодые офицеры, возраст которых не превышает 30 лет. В некоторых военных специальностях эта «убыль» уже составляет до 50 процентов от выпускников ввузов.
И вот теперь замену им генералы видят в создании учебно-военных центров при крупнейших «гражданских» вузах страны, на базе которых можно было бы сосредоточить необходимую материальную базу (учебную боевую технику, тренажеры, различные пособия и даже оружие) для обучения будущих военных специалистов.
Даже беглый анализ географии и названий вузов, которые военные намереваются использовать в качестве такой базы, говорит о том, что на 2008 год (именно тогда и начнется подготовка офицеров-контрактников в гражданских вузах) армия будет испытывать серьезный дефицит в технических специалистах, в инженерах для авиации и космоса, программистах, топографах и геодезистах, строителях, железнодорожниках, автомобилистах, метеорологах, врачах и даже «гуманитариях» самых разных направлений – от психологов до филологов и журналистов. Именно эти специальности армия считает важнейшими для себя в указанном году.
Всем студентам, которые будут обучаться в учебно-военных центрах, генералы обещают повышенную стипендию, почти такую, как у курсантов военных училищ, а после выпуска из института - заключение контракта с минобороны на три или пять лет. Такая же перспектива предлагается и тем студентам, кто станет обучаться на военных кафедрах. Студенты, которые откажутся «учиться на офицера», пойдут служить в армию рядовыми на один год.
Пока трудно говорить, какой резонанс в обществе получит новая инициатива генералов. Ясно, что особенного энтузиазма она не встретит. В первую очередь потому, что выпускники гражданских вузов и сегодня не горят желанием служить в армии, не будут они гореть таким желанием и в 2008 году, если в вооруженных силах не произойдут решительные социальные изменения.
Не исключено, что против этих предложений генералов могут выступить и руководители оборонно-промышленного комплекса, которые тоже испытывают серьезный дефицит молодых кадров и где средний возраст конструкторов приближается к пенсионному. Раньше они могли рассчитывать, что в «страхе перед армией» часть выпускников технических вузов, таких как «Бауманка», МАИ и МЭИ, МФТИ, придут работать на те оборонные предприятия и НИИ, которые имеют бронь от призыва. А если теперь призывать станут абсолютное большинство тех, кто закончил военную кафедру или учебно-военные центры, то зачем, спрашивается, новоявленному инженеру и конструктору «оборонка»?
Похоже, что обнародованные списки военных кафедр и тех вузов, где будут готовить офицеров-контрактников, не обещают, что проблему нехватки молодых офицеров нынешним руководителям кадровых органов минобороны все-таки удастся решить с пользой для армии и безболезненно для гражданского общества России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции