СОЧИ, 8 сен - РИА "Новости". Россия поставит Китаю штатную партию военно-транспортных самолетов Ил-76 и воздушных танкеров Ил-78. Об этом заявил в четверг глава Минобороны РФ Сергей Иванов по окончании заседания 12-й российско-китайской комиссии по ВТС.
"Такая договоренность достигнута, и Китаю для нужд армии будет поставлена штатная партия военно-транспортных самолетов Ил-76 и воздушных танкеров Ил-78", - сказал Иванов.
При этом он не сообщил о точном количестве самолетов и сумме сделки.
Как подчеркнул Сергей Иванов, конкретная тематика номенклатуры поставок Китаю обычно не оглашается. "Это - чувствительная схема отношений, и это - стандартная практика, - сказал Иванов. - В то же время это не примет патологической секретности".
Работы по созданию Ил-76 начались в 1967 году в условиях конкуренции с конструкторским бюро Антонова, которое предлагало глубокую модернизацию Ан-12. Тендер выиграло конструкторское бюро Ильюшина.
Самолет Ил-76 и его модификации предназначены для транспортировки крупногабаритных грузов, техники и личного состава, парашютного десантирования техники и личного состава и при оснащении дополнительным оборудованием для выполнения специальных операций. Он стал первым в СССР самолетом такого предназначения с турбореактивными двигателями. Самолет начал поступать в части военно-транспортной авиации (ВТА) в 1974 году.
Самолет может осуществлять парашютное десантирование тяжелой техники массой до 21 тонны и перевозку тяжелой техники массой до 43 тонн.
Крейсерская скорость - до 750-800 км/ч, что позволило сократить сроки выполнения задач, поднять вероятность преодоления ПВО противника, улучшить условия парашютного десантирования личного состава и боевой техники.
На данном типе самолетов выполнен основной объем перевозок личного состава и грузов в ходе войны в Афганистане.
Самолет Ил-76 строился Ташкентским авиазаводом и поставлялся гражданской авиации (Ил-76Т, Ил-76ТД), а также в Ливию, Сирию, Ирак, Индию.
В настоящее время он составляет основу самолетного парка ВТА России. Кроме того, самолеты Ил-76 имеются и в других государствах СНГ.
Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году.
При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 тонн топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование. В частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 километров в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.
Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 тонн по сравнению с 190 тоннами у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на пять тонн, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам от 60 до 65 тонн топлива на дальности 1800 километров от аэродрома базирования или 32-35 тонн - на дальности четыре тысячи километров.