Рейтинг@Mail.ru
Интервью заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова

Читать ria.ru в
Дзен
Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов осуществлены в 2000-2005 годах. В России завершается налоговая реформа, главной целью которой стало повышение конкурентноспособности налоговой системы. Министерство финансов РФ подводит ее итоги. Одним из важнейших результатов реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику, главное внимание в ближайшее время будет уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования.

Интервью заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова "В России завершается налоговая реформа"

В России завершается налоговая реформа, главной целью которой стало повышение конкурентноспособности налоговой системы. Министерство финансов РФ подводит ее итоги.  Одним из важнейших результатов реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику, главное внимание в ближайшее время будет уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования. 

 Сергей Дмитриевич, каковы результаты реформирования налоговой системы России?

- Налоговая система России находится на завершающем этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов осуществлены в 2000-2005 годах.

Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало снижение налоговой нагрузки на экономику. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены "оборотные налоги", начиная с 2004 года с 20 до 18% снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 года произошло существенное снижение ЕСН.

В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1% к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть). Примерно в таких же параметрах предполагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах.

Какие решения приняты в целях стимулирования инвестиционных процессов, поддержания экономического роста?

- С 2006 года будет применяться общий порядок принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, вводится "амортизационная премия" в виде разрешения относить на расходы и учитывать при расчете налоговой базы в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов. Кроме того, становятся более либеральными правила переноса убытков на будущее. С 2006 года норматив, в пределах которого прибыль текущего года может быть уменьшена на убытки прошлых лет, увеличивается с 30 до 50%, а с 2007 года снимаются все ограничения. Уже с 2006 года в составе расходов можно будет целиком учитывать затраты на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. Срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР, уменьшается с 3 до 2 лет.

В состав расходов, уменьшающих налоговую базу, включены, в частности, расходы, произведенные за пределами территории Российской Федерации, а также премии, выплаченные продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора.

Также увеличивается размер дохода, дающий право на применение упрощенной системы налогообложения (с 15 до 20 миллионов рублей в год), расширяется перечень расходов, которые разрешается учитывать при формировании налоговой базы.

Отменяется налог на имущество, переходящего в порядке наследования и дарения.

Как будет изменен порядок уплаты НДС с 2006 года?

- С 2006 года предусмотрен переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления, то есть по применяемому в международной практике методу определения даты возникновения налогового обязательства по более раннему из следующих наступивших событий: получение оплаты (предоплаты), отгрузка товаров.

При этом вычет по НДС будет производиться независимо от факта уплаты налога продавцу. Такой подход соответствует режиму применения НДС, действующему в странах Евросоюза.

Данный порядок позволит установить определенное равновесие между суммой начисленного налога по отгруженным товарам и суммой вычетов и, поэтому, не приведет к увеличению налоговой нагрузки. Чтобы переход на новый порядок уплаты НДС не повлек тяжелых финансовых последствий для налогоплательщиков, предусмотрен двухлетний переходный период, в течение которого уплата налогов по ранее заключенным сделкам будет производиться в прежнем порядке.

Когда будет введен земельный налог?

- Повсеместное введение земельного налога предполагается с 1 января 2006 года. Это обеспечит более экономически обоснованное налогообложение земельных ресурсов.

Кроме того, приняты федеральные законы об особых экономических зонах. Для резидентов таких зон предусматривается возможность ускоренной амортизации основных средств, отнесение на расходы по мере осуществления затрат на НИОКР, снятие ограничений по переносу убытков на будущее, освобождение на 5 лет от налога на имущество организаций и земельного налога. Для резидентов технико-внедренческих зон кроме этого предусмотрены пониженные ставки ЕСН (максимальная ставка 14%).

С 2007 года должен быть решен вопрос совершенствования механизма применения нулевой ставки для экспортеров (включая переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам).

Как будет решаться вопрос о налоге на добычу полезных ископаемых?

- Налогообложение нефтедобычи и, прежде всего, НДПИ требует совершенствования. Наличие единой ставки НДПИ, "привязанной" к мировой цене на нефть, для всех месторождений и налогоплательщиков позволило резко увеличить суммы налоговых поступлений, обеспечив получение государством ценовой ренты, образующейся в условиях высоких мировых цен на нефть. Кроме того, она стала эффективным средством борьбы с уклонением от налогообложения путем трансфертного ценообразования. Однако, единая ставка не позволяет учесть объективные факторы, обусловленные особенностями отдельных месторождений (в частности, условия добычи, исходное качество сырья, стадии освоения месторождения, территориальный фактор).

Решение этой проблемы возможно путем дифференциации НДПИ в зависимости от объективных геологических, экономических и географических факторов. Дифференциация ставки НДПИ может быть введена не ранее чем с 2007 года.

В более поздней перспективе могут быть введены специфические ставки НДПИ и в отношении иных видов полезных ископаемых. Прежде всего, руд для выплавки черных и цветных металлов.

Когда будет завершена реформа имущественного налогообложения?

- В ближайшие два года. Начиная с 2007 года предполагается ввести местный налог на недвижимость жилого назначения. Этот налог должен заменить для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридических лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. При этом предлагается принципиально новый подход к определению налоговой базы, основанный на оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.

Какие меры по совершенствованию налогового администрирования предусмотрены в 2006 году?

- Предполагается, упорядочить процесс проведения камеральных налоговых проверок, увеличить срок для представления налогоплательщиком возражений на акты налоговых проверок, увеличить с 5 до 10 дней срок представления истребованных документов и пояснений с возможностью увеличения этого срока руководителем налогового органа с учетом объема истребуемых документов.

Планируется установить предельный срок проведения выездной налоговой проверки - 2 месяца, а для организаций, имеющих обособленные подразделения - 3 месяца. При этом такой срок может быть продлен по решению вышестоящих налоговых органов.
Кроме того, будут ограничены основания, при которых могут проводиться повторные выездные проверки, только случаями, когда они проводятся по решению суда, в порядке контроля со стороны вышестоящего налогового органа, а также при ликвидации (реорганизации) организации.

Будет ли улучшена организация работы налоговых органов?

- Работа налоговых органов должна оцениваться не только по объему поступивших налогов и сборов, но и по отсутствию претензий к их работе со стороны налогоплательщиков, оперативности рассмотрения поступивших запросов, своевременности возврата излишне уплаченных сумм и иным качественным показателям.

В связи с этим предполагается в ближайшее время утвердить Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, в котором будут содержаться конкретные сроки совершения налоговыми органами всех процедур, возникающих во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Коренным образом планируется улучшить информационную работу налоговых органов, создать подразделения для рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок, работники которых назначаются на должность или снимаются с должности руководителем вышестоящего налогового органа.

Кроме того, предполагается создать в территориальных органах ФНС России "службу внутренних расследований" для борьбы с коррупцией и обеспечения физической защиты работников налоговых органов.

Все вышеназванные меры направлены на достижение целей налоговой реформы, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы как создание конкурентоспособной налоговой системы.

Беседу вела специальный корреспондент РИА "Новости" Ольга Щербачева

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала