130 лет назад (1875) родился Фердинанд ПОРШЕ, конструктор, промышленник, создатель автомобиля «Фольксваген»
Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в Австрии. Техническое образование получил в Райхенберге, продолжил учебу в Вене. Там же он начал работать инженером в компании паровых локомотивов Лохнер, где разработал первую пригодную для эксплуатации модель электрического автомобиля «Лохнер-Порше». Модель была представлена в 1900 году на автомобильной выставке в Париже. В 1906 году Порше перешел на работу в фирму «Австро-Даймлер», где занял должность главного инженера. За 18 лет работы в этой фирме он, кроме совершенствования серийно выпускаемых «мерседесов», создал и свой спортивный автомобиль «Авто унион», трижды устанавливавший рекорды в соревнованиях на скорость. Им была создана новая модель трактора, а также экономичный и надежный двигатель для аэропланов.
В марте 1931 года в немецком Штутгарте на свет появилось «Конструкторское бюро Порше», приступившее к разработке двигателей для мотоциклов, автомобилей, самолетов и кораблей, и Порше занялся осуществлением идеи, владевшей им на протяжении многих лет - создать дешевый автомобиль, доступный самым широким слоям населения. С приходом к власти нацистов заказ на разработку «народного автомобиля» стал первым крупным заказом, порученным фирме Порше. В 1937 году была запущена в производство первая небольшая серия новых автомобилей, а еще через год «Фольксваген» приобрел знакомый многим поколениям внешний вид. Для его массового выпуска в мае 1938 года началось строительство крупнейшего в Германии автозавода в городе Вольфсбурге. С началом второй мировой войны строительство завода в Вольфсбурге было приостановлено, а недостроенные корпуса были перепрофилированы на производство военной продукции. К созданию военной техники был привлечен и Порше. Под его руководством в короткие сроки была создана одна из моделей танка «Тигр» и самоходное орудие «Фердинанд».
После войны Порше, отбыв недолгое заключение во французской тюрьме, вернулся к работе. К этому времени английские власти, в чьей зоне оккупации оказался Вольфсбург, разместили на заводе заказ на производство 20 тысяч автомобилей, а по завершении экспортной ярмарки в Ганновере в 1947 году, где «Фольксваген» привлек к себе всеобщее внимание, в концерн начали поступать заказы из Голландии, Бельгии, Швеции и других стран. Производство машин постоянно росло, у «Фольксвагена» появились дочерние фирмы за рубежом - в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике. 5 августа 1955 года состоялась торжественная церемония выпуска миллионного автомобиля. Фердинанд Порше успел застать начало мировой популярности своего детища, но до пика этой популярности не дожил - он ушел из жизни 30 января 1951 года в Штутгарте.
161 год назад (1844) родилась Софья Андреевна ТОЛСТАЯ, жена и помощница Л.Н.Толстого
Софья Андреевна родилась в семье московского врача Андрея Евстафьевича Берс. Получив хорошее домашнее образование, она в 1861 году сдала экзамен в Московский университет на звание домашней учительницы. В 1862 году Софья Андреевна вышла замуж за Льва Николаевича Толстого. Первые годы их супружеской жизни были счастливыми, и на протяжении многих лет Софья Андреева оставалась верной помощницей мужа: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений. Но в 1880-1890-х годах в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, все же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» Софья Толстая писала: «...Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить ее, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно». Художник Пастернак, близко знакомый с семьей Толстых, писал о Софье Андреевне: «...Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком - в пару Льву Николаевичу... Софья Андреевна сама по себе была крупной личностью». Обладая тонким литературным чутьем, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят, как о заметном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Ее увлечениями были музыка, живопись, фотография.
Уход и смерть Толстого тяжело подействовали на Софью Андреевну, она была глубоко несчастна. Осенью 1910 года она писала в дневнике: «Невыносимая тоска, угрызения совести, слабость, жалость до страданий к покойному мужу... Жить не могу». После смерти Льва Толстого Софья Анреевна продолжила издательскую деятельность, выпустив свою переписку с мужем, завершила издание собрания его сочинений. Умерла Софья Андреевна Толстая 4 ноября 1919 года. Зная о том, что ее роль в жизни Л.Н.Толстого оценивалась неоднозначно, она написала: «... Пусть люди снисходительно отнесутся к той, которой, может быть, непосильно было с юных лет нести на слабых плечах высокое назначение - быть женой гения и великого человека».
73 года назад (1932) убит Павлик МОРОЗОВ, пионер из села Герасимовка Свердловской области; его гибель была использована для создания образа непримиримого юного борца с кулаками
По канонической советской версии подросток Павлик Морозов был убит родственниками после того, как донес на отца, укрывавшего зерно от представителей власти, которые проводили насильственное изъятие посевного материала, продуктов питания, сельскохозяйственного инвентаря и животных. После гибели он был навечно вписан в историю пионерии под номером 001. О нем в советское время слагались стихи и песни, ему ставились памятники. В перестроечное время Павлик Морозов превратился из героя в Иуду, его имя стало символом предательства. Культ его был развенчан, памятники снесены.
В истории жизни и смерти Павлика много неясного, и по прошествии нескольких десятилетий трудно понять, где миф о мальчике, якобы пожертвовавшем своей жизнью в борьбе с «кулаками», укрывавшими хлеб от деревенской бедноты, а где реальная жизнь полуграмотного подростка из многодетной деревенской семьи. Существуют разные мнения по поводу гибели пионера Морозова - от «а был ли Павлик?» до «он был героем». По официальной версии Павлик Морозов донес властям на собственного отца за укрывательство хлеба, и отца посадили. Через некоторое время Павлика и его младшего братишку Федю нашли мертвыми в лесу. В убийстве обвинили родственников мальчика: деда, бабку и двоюродного брата, и их расстреляли. Еще одна из версий «подвига» Павлика: устав от издевательств алкоголика-отца и деда-деспота, мальчик нашел выход из положения, выдав их обоих и отправив в места заключения. Существует также версия, по которой донос Павлика на своего отца был сделан им по «наущению матери», которую отец оставил, уйдя к другой. Позднее распространилась версия о том, что Павлика убили сотрудники НКВД, чтобы развязать себе руки в борьбе с кулаками, а заодно представить подрастающему поколению героя-мученика.
41 год назад (1964) состоялось открытие аэровокзала «Шереметьево-1»
11 августа 1959 года службами аэропорта впервые был выполнен комплекс коммерческого и технического обслуживания лайнера «Ту-104», совершившего пассажирский рейс в Шереметьево. Первый международный рейс в Шереметьево был совершен 1 июня 1960 года по маршруту Москва - Шенефельд.
С вводом в эксплуатацию 3 сентября 1964 года нового аэровокзального комплекса «Шереметьево-1» объемы воздушных перевозок возросли вдвое и составили 1,5 миллиона пассажиров в год. 14 октября 1967 года экипаж самолета «Ил-62» выполнил первый рейс в Париж. 20 ноября 1967 года состоялся первый рейс из аэропорта Шереметьево в Нью-Йорк.
Второй, международный терминал – «Шереметьево-2» был открыт 6 мая 1980 года, в преддверии ХХ Олимпиады. 18 июля 1980 года в аэропорту было обслужено свыше восьми тысяч зарубежных гостей столицы Олимпийских игр. За месяц проведения Олимпиады аэропорт обслужил более 460 тысяч иностранных пассажиров.
В 1996 году аэропорт преобразован в открытое акционерное общество «Международный аэропорт Шереметьево». В августе 2002 года Шереметьево получил сертификат на право эксплуатации аэродрома по III «А» категории ИКАО и стал первым всепогодным аэропортом в России. В настоящее время услугами аэропорта пользуются почти девять миллионов пассажиров в год. Около 150 авиакомпаний выполняют полеты из аэропорта Шереметьево в более чем 100 стран мира.