Политический обозреватель РИА "Новости" Дмитрий Косырев.
Первые совместные военные учения послесоветской России и Китая завершаются 25 августа в полном соответствии с их фантастическим сценарием: после уже проведенного морского десанта на захваченный террористами Шаньдунский полуостров последние будут окончательно изолированы с помощью воздушного десанта, а дальше будет отработана схема классической миротворческой операции под эгидой ООН. Включая разъединение враждующих сторон, мониторинг района бывшего конфликта с вертолетов и истребителей, и многое другое.
Совместные международные военные учения подобны трубопроводам: геополитические конструкции, выстроенные вокруг них экспертами, затмевают своим размахом сами проекты как таковые. Первые (по крайней мере в этом веке) российско-китайские военные учения на Шаньдунском полуострове, впрочем, оказались рекордсменами во всех смыслах: и по реальным масштабам (10 тысяч военнослужащих, надводные и подводные корабли, дальняя авиация), и по дерзости политических оценок, высказанных буквально всеми основными мировыми СМИ.
Хотя наиболее удивительным следовало бы считать тот факт, что до сей поры таких маневров не проводилось между двумя ближайшими соседями, с их общей границей в 4300 километров и крепнущими военными связями. В то время как внимательный читатель "Жэньминь жибао" мог бы заметить, что за последние 3 года Китай проводил совместные военные учения с Киргизией, Таджикистаном, Казахстаном и, кстати, Россией в Центральной Азии; учения флотов – с Пакистаном, а затем с Индией; еще одни военно-морские учения, причем у берегов того же Шаньдуна – с Францией, и чуть позже с Великобританией; потом – снова с Пакистаном в районе Синьцзяна у таджикской границы, и опять с Индией – в возвышенностях Тибета. Международными китайские источники числят также учения, на которых присутствуют зарубежные военные наблюдатели – и таких за последнее время тоже было немало. Всего, по китайским подсчетам, 12 учений разного уровня и масштаба. России, как видим, тут далеко до монополии.
Если все же говорить о политике, то есть смысл повторить очевидные факты о сути российско-китайских отношений.
Выгодна ли России главная тенденция всей мировой политики – предстоящий в ближайшие 2-3 десятилетия выход Китая на роль первой экономики мира? И, соответственно, чуть позже - на роль первой по влиянию военно-политической державы мира? Бесспорно, да. Потому что в реальности эта тенденция означает, что на протяжении нескольких десятилетий в нашем мире будет несколько примерно равных центров экономической и политической мощи – Китай, Индия, США, ЕС. Что дает всем остальным государствам мира желанный шанс ускорить собственный рост, пользуясь обострившейся конкуренцией лидеров. В случае же затянувшегося господства одного мирового лидера – кто бы им ни был – все остальные страны вынуждены преодолевать его вольный или невольный диктат во всем, включая стандарты на упаковку молока или сока.
Далее, выгодно ли России, что именно Китай (а за ним Индия) выходят на роль мировых лидеров? Бесспорно, да. Потому что политическая культура и философия этих двух стран на сегодня и обозримое будущее совпадают с культурой подавляющего большинства российских избирателей. У нас с Пекином и Дели – общее представление о том, что можно, а что нельзя делать на мировой арене. Это не гарантия от противоречий, но все же кое-что.
Другое дело, что теоретически возможное затем превращение Китая (или кого угодно) в лидера, далеко оторвавшегося от остальных конкурентов, России окажется невыгодно. Но это уже проблема конца 21 века или более позднего срока.
Выгодна ли России нестабильность западных, выходящих на Центральную Азию районов Китая, попытки устроить там "цветную революцию" с помощью размещенных на территории Центральной Азии неправительственных организаций? Совсем невыгодна. И вообще лучше иметь процветающего и довольного соседа, чем нищего и озлобленного. Эту мудрость Россия и Китай усвили на примере друг друга сначала в 60-70, а потом в 90-е годы.
Выгодно ли России или Китаю создавать военный или политический союз против, скажем, США? Бесспорно, нет. Потому что для обеих стран, хотя это не часто признается вслух, отношения не друг с другом, а именно с США – неважно, хорошие или не очень – являются важнейшим приоритетом их политики. Для Китая, например, США – это партнер с объемом торговли в 170 миллиардов долларов, не говоря о том, что до 70% 660-миллиардных (в долларах) валютных запасов Китая хранятся в облигация американского государственного казначейства. И эта взаимозависимость делает отношения Китая и США мирными даже в большей степени, чем то, что военные расходы Китая составляют всего 6% от американских по китайским данным, и 20% - по американским.
Выгодно ли России и Китаю развивать торгово-экономические отношения? Бесспорно, да. В частности, потому, что не Япония или Южная Корея, а именно Китай обречен на роль первого экономического партнера для Сибири и Дальнего Востока. А также потому, что Китаю нужно сырье и рынки сбыта как России, так и Центральной Азии. Это не очень простая формула сотрудничества, улучшить же ее можно лишь путем искусных переговоров.
Тем временем бесполезно гадать, что же означает сценарий нынешних российско-китайских военных учений, и какое отношение имеет морское побережье к общим для России и Китая угрозам в Центральной Азии. Ведь нынешние маневры – не изолированный эпизод, а лишь часть начинающегося процесса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции