Политический обозреватель РИА «Новости» Андрей Кисляков.
Ожидается, что в августе будет официально утверждена Федеральная космическая программа России на 2006 – 2015 годы. О задачах отечественной космонавтики и основных направлениях деятельности обозревателю «РИА Новости» рассказал в эксклюзивном интервью руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов.
Каковы основные цели разработанной Роскосмосом Федеральной космической программы?
Федеральное космическое агентство – это федеральный орган исполнительной власти, который обязан осуществлять космическую деятельность в России. И, естественно, из этих обязанностей вытекают и задачи, которые мы решаем. Если их подразделить на краткосрочные и долгосрочные, то в настоящее время они полностью у нас расписаны Федеральной космической программой России, которая недавно была принята правительством нашей страны. В этой долгосрочной программе на 10 лет эти цели ясно и четко указаны. С точки зрения реализации, первая основная цель – создать или восстановить орбитальную группировку из космических аппаратов для всех систем, в первую очередь системы связи, системы дистанционного зондирования Земли, метеорологии.
На сегодняшний день орбитальная группировка Российской Федерации далеко не безупречна, как с точки зрения ее функционирования, так и ее наполнения. Весь мир идет сейчас в сторону наращивания орбитальной группировки.
А долгосрочные цели – это, конечно, исследование космического пространства, пилотируемая космонавтика, научное исследование глубокого космоса. Причем, мы считаем, что долгосрочные цели можно качественно решать только на основе международного сотрудничества.
Какие межпланетные исследования предусмотрены новой программой?
В ближайшее десятилетие мы планируем предпринять ряд шагов по исследованию Луны и Марса.
Что касается Красной планеты, то со следующего года начнет воплощаться в жизнь в Институте медико-биологических проблем специальный наземный эксперимент «Марс-500». Мы надеемся, что это будет международный экипаж в составе примерно 6 человек, который в течение 500 дней будет имитировать полет на Марс. Там заложена очень глубокая научная программа. Мы разослали по всему миру приглашения тем странам, которые в состоянии участвовать уже на этом уровне, и отрабатывать полет будем на земле – это первое. Второе – мы спланировали до 2015 года полет на спутник Марса Фобос, но это будет автоматический полет, во время которого будет отрабатываться вся система взлета, посадки на грунт Фобоса, забор грунта и возвращение.
Что касается Луны, то совместно с американцами, которые сделали нам соответствующее предложение, мы планируем подготовку пилотируемой экспедиции к спутнику Земли.
Как реализуется программа корабля «Клипер», макет которого впервые продемонстрировали на авиасалоне в Лу Бурже?
Да, действительно, в Ле-Бурже наш макет «Клипера» вызвал большой интерес, мы такого и не ожидали, честно говоря. Я сразу хочу сказать, что на предстоящем международном авиакосмическом салоне МАКС в подмосковном городе Жуковский будет демонстрироваться полномасштабный макет этого корабля.
«Клипер» разрабатывается как многоразовый пилотируемый корабль. В отличие от «Союза», который, мы считаем, несмотря на глубокую модернизацию, устаревающим. Мы должны создать корабль, который обладал бы большой грузоподъемностью, мог взять экипаж не три человека, а как минимум шесть, где будет командир, бортинженер и четыре пассажира, туриста или представителя других стран, которые будут заниматься научными программами и так далее. Мы планируем, что этот корабль будет использоваться по программе МКС, а в модернизированном виде, - и для межпланетных перелетов.
Причем, разрабатываются два варианта посадки. Первый вариант – самолетного типа на аэродромы первого класса, второй вариант – сочетание самолетного типа и парашютной системы. Вот сейчас идет выбор между такими видами посадки, но все равно она будет отличаться от того вида, который сейчас у нас используется. Потому что это должна быть многоразовая система, рассчитанная примерно на 24 полета. При этом мы обеспечиваем при высокой степени надежности нормальный уровень комфортности экипажа, который не будет уступать «шаттлу», и одновременно повышенный объем грузоподъемности.
Как будет развиваться программа МКС, если США не станут в ней участвовать, скажем, из-за проблем с шаттлами?
Подчеркну еще раз: по моему твердому убеждению, будущее космонавтики – за международными проектами. В этой связи замечу, что нет отказа американцев от работы на МКС. Но в то же время действительно, мы два года работали с «Союзами» на МКС в виду того, что американский «шаттл» не летал. Если по каким-то причинам дальнейших полетов американских челноков не будет, то, конечно, мы, пять стран, соберемся вместе, и будем решать, как дальше работать и выстраивать программу. Но, если раньше у нас были обязательства в рамках этой программы перед американцами, то с февраля 2006 года обязательств таких нет, и мы можем доставлять их астронавтов на борт станции только на финансовой основе.
Впрочем, я уверен, что полеты шаттлов продолжатся, и американцы сумеют выполнить взятые перед партнерами по этой программе обязательства по доставке крупногабаритных грузов на МКС.
Большая часть из этих грузов находится уже сейчас на космодроме на мысе Канаверал. Их нужно просто доставить. Я уверен, что наши партнеры выйдут из трудного положения и доставят эти грузы.