МОСКВА, 8 авг - РИА "Новости". Министр обороны РФ Сергей Иванов заявил в понедельник журналистам в городе Вилючинске на Камчатке, что "будет ходатайствовать о награждении членов экипажа спасенного батискафа, а также всех активных участников операции".
Подводный аппарат для поисково-спасательных работ АС-28 с семью моряками на борту не смог подняться на поверхность в четверг в бухте Березовой в 75 километрах к югу от Петропавловска-Камчатского.
ЧП произошло во время штатного учебного погружения батискафа с борта флотского спасательного корабля. Причиной инцидента стала рыболовная сеть и трос объекта береговой инфраструктуры ТОФ, на котором батискаф проводил плановые работы.
В ходе операции с участием спасателей из США и Великобритании в воскресенье батискаф удалось высвободить, и он всплыл на поверхность.
Президент России Владимир Путин выразил благодарность всем участникам операции по спасению экипажа батискафа АС-28.
Он поручил главе Минобороны РФ Сергею Иванову провести полное расследование всех обстоятельств инцидента. Об этом сообщил в воскресенье пресс-секретарь президента РФ Алексей Громов.
"Министр обороны немедленно доложил президенту РФ об успешном окончании операции по спасению моряков, и Путин поручил провести полное расследование всех обстоятельств инцидента, происшедшего с батискафом", - сказал Громов.
В настоящее время Иванов уже вылетел из Петропавловска-Камчатского в Москву.
МИД России также выразил глубокую признательность Великобритании, США и Японии за отклик на призыв оказать помощь в спасении моряков батискафа АС-28.
"Благодаря совместным скоординированным действиям российских, британских и американских военных осуществлена уникальная операция по спасению экипажа российского батискафа АС-28 в бухте Березовая", - говорится в заявлении МИД России, размещенном в воскресенье на официальном сайте министерства.
"Российская сторона выражает глубокую признательность Великобритании, США и Японии, которые незамедлительно откликнулись на призыв России оказать помощь в спасении моряков", - подчеркивается в заявлении внешнеполитического ведомства.
МИД РФ выразил особую благодарность тем, кто принимал непосредственное участие в спасательной операции.
В настоящее время спасенные подводники проходят обследование и реабилитацию в кардиологическом отделении Петропавловского военного госпиталя, сообщил РИА "Новости" исполняющий обязанности начальника госпиталя Виктор Луценко.
По его словам, члены экипажа чувствуют себя удовлетворительно, они проходят обследование в связи с переохлаждением и гипоксией (кислородным голоданием) в кардиологическом отделении госпиталя.
"Подводники обеспечены всем необходимым, имеют возможность встречаться с родственниками, однако выписывать их ранее, чем через трое суток, нецелесообразно", - сказал Луценко.
Командир спасенного экипажа батискафа АС-28 капитан-лейтенант Вячеслав Милашевский также подтвердил, что все семеро подводников чувствуют себя хорошо.
"Все чувствуем себя нормально", - сказал он журналистам, когда экипаж доставили в госпиталь.
"Мы до последнего верили, что нас спасут", - добавил капитан.
В воскресенье министр обороны сообщил журналистам подробности спасательной операции.
"Очень сложная спасательная операция длилась около двух суток. Сегодня в 16:19:30 по Камчатскому времени наш автономный спасатель "Приз" поднялся на поверхность", - сказал министр.
"Время подъема составляло три минуты с глубины 200 метров", - добавил он.
"В течение шести часов сегодня беспилотный английский аппарат "Скорпион" работал почти на дне. Он был с момента прихода в район спасательной операции сразу же, не теряя ни секунды, наведен нашими подводными аппаратами "Тайгер", обладающими видеосъемкой, точно на место нахождения "Приза", и приступил к работе", - сказал министр.
"За шесть часов он отрезал пять тросов, причем самый большой из них был трос от рыболовецкого трала, брошенный браконьерами. Кроме этого, он перерезал много шлангов, кабелей", - рассказал Иванов.
По его словам, волнительным для всех был момент, когда "все путы были устранены, а "Приз" еще не всплывал". Он отметил, что с экипажем поддерживалась постоянная связь. Была отдана команда экипажу продуть воздухом высокого давления носовую часть батискафа.
"Около двух-трех минут "Приз" еще не двигался при внешнем отсутствии каких-либо дефектов. И вот через две-три минуты он оторвался и за три минуты поднялся на поверхность", - сказал Иванов.
"Там уже на баркасе ждали врачи, спасатели. Экипаж "Приза" сам открыл люк. Сказал, что ему не нужна медицинская помощь. Сам вышел на поверхность и был доставлен на госпитальное судно, где были проведены все первичные медицинские действия", - добавил министр.
"Мы опасались, прежде всего, за две вещи. Это переохлаждение - потому что температура в последние 2,5 суток была не выше пяти градусов на борту аппарата. И боялись уже легкого отравления углекислым газом. Но, к счастью, этого не произошло", - подчеркнул Иванов.
"Я очень благодарен экипажу "Приза" за мужество, стойкость и волю. Я очень благодарен нашим морякам-тихоокеанцам. Здорово проявили себя все, в том числе и английские моряки, которые работали очень профессионально, оперативно и грамотно. И вот в результате такого морского братства, морского содружества, мы не на словах, а на деле увидели, что значит это морское братство", - сказал Иванов.
"Все последние дни мы занимались только спасением. А разбор заплывов и погружений, конечно, будет проведен спокойно, но чуть позднее", - добавил глава российского военного ведомства.
"Решения о привлечении иностранных специалистов принимались на уровне Главкомата ВМФ, который связывался со многими государствами и многие государства звонили нам с предложением помочь", - отметил Иванов.
По его словам, российские моряки пытались своими силами поднять батискаф с помощью тралов, использовали многочисленные методы.
"Но использование такого аппарата, как "Скорпион", оказалось наиболее эффективным", - сказал министр. "Мы очень благодарны всем", - отметил он.
"С международными аспектами никаких проблем абсолютно не было. Важно было определить, кто, когда, в какие сроки и что может сюда доставить из того, что реально нужно. В данном случае это была резка тросов", - подчеркнул министр.
"Справились бы мы своими силами - это гипотетический вопрос", - отметил он.
В воскресенье Иванов в телефонном разговоре лично поблагодарил британского коллегу Джона Рида за помощь в спасении экипажа батискафа АС-28.
Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе британского военного ведомства, министр позвонил Риду с Камчатки, где по местному времени была полночь (в Лондоне был полдень).
"Я хочу выразить мою глубочайшую благодарность и признательность, - сказал российский министр. - В течение шести часов команда спасателей работала без перерыва, чтобы спасти российский батискаф".
"Британцы пришли первыми и сыграли решающую роль, и мы это приветствуем. От имени семей семи спасенных моряков я направляю благодарность Королевским ВМС", - добавил Иванов.
В свою очередь, Рид отметил, что британская сторона "была рада предоставить помощь".
"Мы радуемся вместе с вами счастливому исходу", - добавил министр.
Глава британского военного ведомства подчеркнул, что "иногда случается, что потенциальные трагедии разрешаются подобным счастливым образом".
"В любом случае это важный шаг вперед в отработке путей нашей совместной работы", - заключил Рид.
Глава Минобороны Великобритании поблагодарил британскую команду за блестящую работу по спасению российского батискафа.
"Я рад, что мы смогли предложить помощь в этой спасательной операции, которая стала великолепным образцом международного сотрудничества перед лицом огромных сложностей", - сказал министр.
"Я хочу выразить благодарность всем тем, кто принимал участие в этой операции", - добавил он.
"Операцией с великолепным результатом" назвал поднятие российского батискафа "Приз" с семью моряками на борту специалист Королевских ВМС Великобритании по спасению подводных лодок Джонти Повис.
"Мы осознавали, что у экипажа заканчивается запас кислорода, поэтому мы не могли позволить себе длительных задержек", - сказал он.
"Это была работа в бросающих нам вызов условиях, и мы рады, что наши российские коллеги спасены", - добавил Повис.
Британский беспилотный спускаемый аппарат "Скорпион 45" сыграл ключевую роль в спасении экипажа батискафа. С помощью имеющегося на нем специального оборудования были перерезаны все опутывавшие российский батискаф тросы и кабели. После этого "Приз" смог всплыть на поверхность.
Вместе с аппаратом в Россию прибыли в общей сложности свыше 20 британцев, включая восьмерых специалистов по обслуживанию "Скорпиона", военнослужащих Королевских ВМС, полицейских и представителей посольства Великобритании в России.
Как сообщил РИА "Новости" источник в Тихоокеанском флоте, в настоящее время два самолета ВМС США уже покинули полуостров. Еще два ожидают отправки.
Ориентировочно во вторник Камчатку покинет военно-транспортный самолет Великобритании, на борту которого к месту спасательной операции был доставлен глубоководный робот "Скорпион".
Аппарат "Приз", буксируемый из района спасательных работ, будет доставлен в порт Петропавловска.
После обследования специалистами на берегу АС-28 встанет на ремонт и модернизацию, сообщили РИА "Новости" в главном штабе ВМС.
"После подъема АС-28 на борт одного из спасательных судов подводный аппарат будет доставлен на берег, где его обследуют специалисты", - сказал собеседник агентства.
По его словам, уже на берегу будут установлены причины произошедшего, проверено техническое состояние подводного аппарата и после этого его отправят на ремонт и модернизацию.
Четыре корабля японских Сил самообороны, направленные к берегам Камчатки для участия в операции по спасению экипажа российского батискафа, вернулись на базы Хакодатэ и Йокосука. Общий состав команд специального судна помощи терпящим бедствие подводным лодкам "Тиеда" (Chiyoda), двух тральщиков и вспомогательного судна составлял около 370 человек.
Как сообщил РИА "Новости" в понедельник сотрудник управления национальной обороны (УНО) Японии на условиях анонимности, приказ об отмене спасательной операции поступил на корабли в воскресенье около 15.00 по японскому времени (около 10.00 мск), после чего корабли легли на обратный курс.
Учитывая невысокую скорость продвижения (около 17 узлов), участие японских судов в операции по спасению российского батискафа могло начаться не ранее понедельника.