МОСКВА, 8 авг - РИА "Новости". Через три года после начала революционной реформы исполнительной власти в Кремле продолжают говорить о том, что работа правительства и его структура все еще не достигли совершенства и не отвечают масштабам стоящих перед страной задач.
Как сказал РИА "Новости" высокопоставленный источник в Кремле, "сегодня довести до практической реализации политическое решение бывает очень тяжело".
"Административная реформа привела к тому, что теперь мы не можем добиться исполнения решений, и поэтому наблюдателям кажется, что в Кремле принимаются разноречивые решения, являющиеся результатом борьбы различных группировок", - сказал собеседник агентства, говоривший на условиях анонимности.
Он не отрицал, что в администрации президента работают люди с различными взглядами на происходящие в стране процессы. Но настаивал, что после принятия решений дискуссии заканчиваются, и в этом смысле правительство получает абсолютно понятные сигналы для реализации этих решений.
"Мы вот, например, в части сделки Газпром-Роснефть никогда никакого колебания не проявляли, как и по другим вопросам - либерализация акций Газпрома, снижение налогового бремени, администрировании налогового законодательства", - сказал источник. "От нас идут совершенно четкие сигналы, но, другое дело, что дальше это все где-то повисает", - добавил он.
По его мнению, причины "провисания" - в неэффективной системе управления. "Она не только неэффективна, она становится хуже, потому что работа правительства неадекватна настоящему времени, тем условиям и темпам развития которые нас окружают", - говорит источник.
С тех пор, как в апреле президент страны бросил в лицо российской бюрократии слова о том, что он не собирается передавать страну в распоряжение коррумпированной и неэффективной бюрократии, различные люди в кремлевской администрации не раз говорили о том, что центральная исполнительная власть тонет в бюрократическом хаосе, не выдавая нормального результата. Большую часть практической работы делают сегодня парламент и администрация президента.
В Кремле ищут выход из сложившегося положения и уже готовят предложения, которые могут быть как приняты, так и отвергнуты руководством страны.
"Надо менять систему управления правительством и систему взаимоотношения между правительством и регионами. Мы готовим предложения", - сказал источник. При этом он добавил: "Когда они будут реализованы, мы не знаем".
В рамках этих предложений, по словам источника, предлагается превратить правительство в орган, который вырабатывает и принимает стратегические решения, а хозяйственными вопросами будут заниматься регионы.
"При изменившейся системе назначения губернаторов хозяйственные вопросы должны решать региональные власти, а за федеральным уровнем необходимо оставить очень узкую группу вопросов, связанных с расходованием средств - это, как правило, национальные проекты, инфраструктурные проекты, то есть там, где необходимо инвестировать из федерального бюджета", - сказал он.
Кроме того, по его словам, в числе прочего есть предложение наделить премьер-министра большими полномочиями в решении кадровых вопросов по вертикали "министерство - агентство - служба".
"Правительство выпускает решение, на нем будет две подписи - премьера и отраслевого министра, который несет политическую ответственность за это решение", - сказал источник, описывая предлагаемые изменения.
Михаил Фрадков, в свою очередь, видимо, готов принять на себя дополнительные полномочия по формированию правительства. Высокопоставленный источник в кабинете министров недавно дал понять журналистам, что премьер-министр "не в полной мере удовлетворен кадровым составом правительства, и, если бы у него была возможность, он бы несколько уточнил состав, структуру и персоналии". Различные источники в Белом доме не скрывают, что и в правительстве думают над оптимизацией структуры кабинета министров, и не считают ее застывшей и окончательной.
Об этом говорит и тот факт, что недавно было принято решение о введении в министерствах ранее не предполагавшейся должности статс-секретаря в ранге замминистра. Одновременно же было объявлено о грядущем сокращении полномочий федерального правительства - скорее всего, именно в плоскости перераспределения полномочий между федеральной и региональной властями.
Судя по всему, на сегодняшний день окончательного решения о том, по какому пути пойдет реформирование госаппарата, не принято. Сможет ли кабинет министров в его нынешнем составе стать центром стратегического планирования? Пока этот вопрос остается без ответа.
На прошлой неделе глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, возглавляющий комиссию по проведению административной реформы, отметил, что считает нецелесообразным сокращать число федеральных агентств или объединять их, но при этом не исключил корректив в системе органов исполнительной власти. Нарышкин не стал вдаваться в подробности, но даже из вышесказанного можно сделать вывод, что эти коррективы вряд ли будут системными. Скорее, они приведут к появлению, а, может, и к исчезновению одного-двух агентств или пары служб, как это было с Ростехнадзором, агентствами по спорту, туризму и особым экономическим зонам.
Тем более, что и Владимир Путин считает, что резких движений в этой реформе ожидать не стоит. На пресс-конференции по итогам развития страны в 2004 году (это последнее по времени высказывание президента по вопросу о реформе) Путин отметил, что несерьезно ждать "больших резких изменений".
"Это не быстрый процесс, - сказал Путин, - но мне кажется, что мы идем по правильному пути".
Путин впервые заявил о необходимости административной реформы, выступая с посланием Федеральному Собранию весной 2002 года. Тогда же были объявлены основные параметры и цели реформы.
"Результатом реформы должно стать государство, адекватное времени и целям, перед которыми стоит страна", - сказал тогда Путин, добавив, что государственный аппарат должен быть эффективным, компактным и работающим.
Однако через три года, весной 2005-го, Путину пришлось озвучить уже гораздо более неприятную правду: "Наше чиновничество еще в значительной степени представляет собой подчас замкнутую и надменную касту, понимающую государственные интересы как разновидность бизнеса". Очевидно, что после такого заявления рано или поздно должны последовать определенные шаги.