Рейтинг@Mail.ru
Российская власть стремится к информационной открытости - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская власть стремится к информационной открытости

Читать ria.ru в
Дзен
На очередном заседании кабинета министров России был одобрен проект федерального закона об информационной открытости органов государственной власти. Этот документ представлял глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, законом вводится презумпция открытости власти. Информация может не предоставляться гражданам по их запросу, только если она является секретной либо конфиденциальной. Ключевая черта закона – что предусмотрена ответственность чиновников за невыполнение этого положения: штраф до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Василий Кононенко, политический обозреватель РИА "Новости"

На очередном заседании кабинета министров России был одобрен проект федерального закона об информационной открытости органов государственной власти. Этот документ представлял глава Минэкономразвития Герман Греф. По его словам, законом вводится презумпция открытости власти. Информация может не предоставляться гражданам по их запросу, только если она является секретной либо конфиденциальной. Ключевая черта закона – что предусмотрена ответственность чиновников за невыполнение этого положения: штраф до 30 минимальных размеров оплаты труда.

Еще в 1998 году президент Борис Ельцин РФ в своем ежегодном послании парламенту "Общими силами - к подъему России" потребовал сузить область ведомственных тайн, а также провести обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости. И это только один пример.

Сегодня практически у всех ведомств страны появились сайты,  предназначенные для информирования граждан. Но реальной полезной информации о деятельности госструктур стало меньше, утверждают авторы исследования, ежегодно проводимые правозащитным фондом "Комиссия по свободе доступа к информации".

По оценке фонда, наиболее закрытыми на сегодняшний день остаются финансовые, затем коммерческие структуры (то есть частные). За ними следуют правоохранительные и судебные органы, органы исполнительной власти. Чуть лучше обстоит дело в органах законодательной власти и в политических партиях.

Самыми же открытыми в нашем обществе, следуют добавить, остаются частные лица. Про них знают всё и все. Причем не только по согласию сторон, но и без такового.

По общему мнению политологов наиболее открытым общество новой России было в первые два-три года своего существования – т.е. до 1993 года. Затем все пошло на спад. Сам Герман Греф, выступающий в роли «вскрывателя информационной улитки», признает, что сегодня Россия находится на сороковом месте из 48 стран по информационной открытости и прозрачности власти. Но, как рассказал обозревателю РИА «Новости» один из активных членов комитета Госдума по информационной политике депутат Борис Резник, его пятилетняя переписка именно с ведомством Грефа свидетельствует о том, что Минэкономразвития остается «одним из самым закрытых ведомств». Вот его эмоциональная реакция на инициативу министра Грефа: «Они научились делать отписки! Они только имитируют борьбу со всяким злом! Они хотят «не быть», а «казаться»!

Однако есть и другая сторона у этой медали. Как показывают исследования того же фонда "Комиссия по свободе доступа к информации", основную тяжесть обеспечения высокого уровня информационной открытости органов  власти должны нести средства массовой информации и институты Гражданского общества. Но, как ни прискорбно, рассчитывать на них сегодня трудно.

Исследователи отмечают, что за последние годы существенно подорвана, если не уничтожена окончательно былая харизматичность профессии журналиста, который когда-то рассматривался общественным мнением как последняя надежда. Сейчас реакция на любое разоблачение одна - чей заказ выполняют господа разоблачители?

Что касается иных естественных противовесов власти – всевозможных неправительственных организаций - то вот что говорит о них политолог и правозащитник Иосиф Дзялошинский. «Не успев стать на ноги, некоторые российские институты гражданского общества уже активно вписались в систему управления, сами став неким инструментом власти…Считается, - продолжает он, - что густая сеть гражданских ассоциаций содействует стабильности и эффективности демократической формы правления. Но это - миф, не разрушив которого, мы не добьемся «прозрачности» власти!»

Польза от нового законопроекта, безусловно, есть. Он быстро станет законом – Госдума, видимо, активно поддержит инициативу правительства, вытекающую из стратегических установок президента РФ. Однако мгновенных перемен в этой тонкой сфере ожидать не стоит. Культивировать культуру взаимодействия каждого мелкого чиновника с институтами гражданского общества, по всей видимости, придется долго. Как говорят депутаты, с которыми беседовал на эту тему обозреватель РИА «Новости», и «они» (имелись в виду поколения нынешних чиновников), «и мы тоже должны уйти, чтобы в России власть стала прозрачной».

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала