НЬЮ-ЙОРК, 22 июн - РИА Новости", Андрей Лощилин. Реформа Совета Безопасности должна быть осуществлена на основе максимально широкого согласия, "чтобы избежать опасного раскола в Организации", заявил постоянный представитель России при ООН Андрей Денисов.
"Реформа СБ является одним из ключевых компонентов реформенного процесса в ООН и призвана придать этому органу более представительный характер, повысить эффективность его работы", - сказал он, выступая в среду на консультациях Генассамблеи по проекту итоговой декларации саммита мировых лидеров, который пройдет в Нью-Йорке 14-16 сентября 2005 года.
По словам Денисова, позиция России по конкретным аспектам расширения состава Совета Безопасности хорошо известна и "обладает немалым запасом гибкости". Ранее Москва уже назвала "достойными кандидатами" на дополнительные места постоянных членов Совбеза Германию, Японию, Индию, Бразилию, а также "авторитетного представителя Африки", напомнил он.
Основой для проекта итогового документа нью-йоркской встречи в верхах послужил подготовленный в марте генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном доклад "Расширение свободы: К развитию, безопасности и правам человека для всех". В нем изложены предложения по реформированию сообщества наций с учетом новых исторических реалий. Аннан, в частности, рекомендовал Генассамблее до сентябрьского саммита сделать выбор из двух моделей укрупнения Совбеза.
Первая предполагает расширение числа постоянных членов СБ с пяти до 11-ти за счет включения Бразилии, Германии, Индии, Японии, Египта, а также либо Нигерии, либо ЮАР.
Вторая предусматривает превращение Совбеза в трехуровневый орган: первый уровень - нынешняя пятерка постоянных членов, второй уровень - семь-восемь полупостоянных членов, избираемых на пять лет с правом переизбрания, и третий уровень - непостоянные члены, меняющиеся, как и сейчас, раз в два года по принципу регионального представительства.
В своем докладе генеральный секретарь рекомендовал также расформировать включающую 53 страны Комиссию ООН по правам человека и заменить ее на меньший по составу Совет по правам человека; дать определение терроризму как любому акту, "совершенному с намерением причинить смерть либо серьезные физические повреждения гражданским или невоюющим лицам" с целью запугать власти, население или международные организации; четко сформулировать принципы применения силы в международных отношениях, в том числе в превентивных целях.
Как заявил в среду Денисов, "основная направленность проекта соответствует принципиальной линии России на укрепление международной системы коллективной безопасности при центральной роли ООН и ее Совета Безопасности".
"Мы поддерживаем многие из содержащихся в проекте рекомендаций. Полагаем, что он является хорошей основой для совместной работы по результативному проведению саммита", - отметил постпред РФ.
Вместе с тем, подчеркнул он, в целях достижения баланса интересов государств проект потребует дополнительной проработки. Так, Россия предлагает зафиксировать в документе положения об исключительной важности сохранения мира как главного достояния человечества, возможности использования международным сообществом силового фактора только с санкции СБ, необходимости уважения суверенитета, принципа невмешательства во внутренние дела и права на самоопределение.
По мнению российской делегации, пока преждевременно включать в итоговый документ требующий дальнейшего обсуждения пункт о Совете по правам человека, а также определение терроризма, которое, как отметил Денисов, "в юридическом смысле является достаточно уязвимым" и в предложенным виде может неблагоприятно сказаться на согласовании Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом.
"Отраженные в проекте важнейшие проблемы укрепления ООН заслуживают детального рассмотрения во всей их целостности без установления искусственных сроков, - подчеркнул Денисов. - По отдельным вопросам, по которым сложится широкое согласие, а лучше консенсус, решения могут быть приняты в ближайшей перспективе, в том числе до и в ходе сентябрьской встречи высокого уровня".