Иудейский праздник - Шавуот
Шавуот - праздник Седьмиц, или Пятидесятница, является одним из трех паломнических праздников, наряду с Песах и Суккот. Он посвящается событию, не уступающему по своей исторической значимости Исходу из Египта: получению Торы, дарованной Всевышним пророку Моисею на горе Синай. Праздник отмечается на пятидесятый день после начала Песах. Богословская традиция иудаизма рассматривает Шавуот как «заключительный праздник Песах».
В Шавуот центром празднования является чтение 10 заповедей. Многие евреи перед началом праздника погружаются в микву - ритуальный бассейн (такое же погружение совершили евреи непосредственно перед дарованием Торы на Синае, ибо Всевышний приказал им очиститься, прежде чем они предстанут перед ним). В Шавуот в синагогах во время утренней молитвы зачитывается «книга Рут», повествующая, как в давние времена в Эрец-Исраэль был голод, и когда многие евреи покидали страну, Рут проявила выдержку и упорство, обеспечив семью в трудные годы. Как считают евреи, Рут - самый милосердный человек со времен Авраама - была необходима еврейскому народу для того, чтобы преодолеть духовное заболевание, поразившее целое поколение. Не случайно ее правнуком стал царь Давид.
В праздник Шавуот принято есть молочные блюда. В этот день также принято учить маленьких детей Торе. Первый урок посвящается еврейскому алфавиту. Чтобы «подсластить» это нелегкое учение, обычно пекут сладкое печенье в форме еврейских букв, обмакивают его в мед и предлагают юным ученикам съесть ту или иную «букву», прочитав ее. Шавуот также носит название «День первинок». Такое название праздник получил потому, что Тора предписывает каждому еврею, начиная с этого дня, принести в храм первинки - первые плоды нового урожая.
110 лет назад во Франции прошли первые в мире автомобильные гонки
110 лет назад (1895) во Франции на трассе Париж-Бордо прошли первые в мире автомобильные гонки.
Первые автомобильные гонки, в которых решающим фактором для определения победителя являлась максимальная скорость его экипажа, прошли с 11 по 13 июня 1895 года по маршруту Париж-Бордо-Париж. Длина трассы - около 1200 километров. Из 46 участников, принявших старт в этих состязаниях, 29 отдали предпочтение бензиновым двигателям, 15 - паровым и только 2 - электрическим. Лучшим из участников гонки стал Эмиль Левассор, прошедший без сменщика на своем 2-местном Panhard-Levassor (Панар-Левассор) всю дистанцию за 48 часов 47 минут (средняя скорость - 24, 4 километра в час).
Эмиль Левассор - французский изобретатель, пионер автомобилестроения, спортсмен. Вместе с Рене Панаром владел небольшой фабрикой деревообрабатывающих станков. В 1889 году компаньоны купили у Даймлера лицензию на его 2-цилиндровый мотор, а в 1890 году Панар и Левассор создали свой первый образец автомобиля, для которого Левассор нашел оригинальный способ размещения мотора, расположив его спереди вертикально под капотом в виде ящика. Следующий автомобиль, сделанный в 1891 году, выпускался уже серийно и отличался блестящими конструктивными находками и чрезвычайной прочностью. Автомобили фирмы стали участвовать в гонках. В знаменитой гонке 1895 года по маршруту Париж-Бордо-Париж двухместный «Панар-Левассор» пришел первым. В 1897 году Эмиль погиб во время гонок Париж-Марсель. В Париже ему поставлен памятник, на постаменте которого высечены слова, сказанные Левассором сразу после окончания гонки: «Это было безумие! Я делал до тридцати километров в час!».
35 лет назад создана Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ)
35 лет назад (1970) на конференции буддистов стран Азии в Улан-Баторе создана Азиатская буддийская конференция за мир (АБКМ).
История возникновения АБКМ тесно связана с первыми выступлениями миролюбивых буддистов против агрессии США во Вьетнаме. Со дня основания эта организация считает своей главной задачей достижение всеобщего мира на земле. Общие цели и задачи АБКМ определены в ее уставе, где говорится о необходимости борьбы за ликвидацию военной угрозы во всех ее проявлениях, прежде всего против ядерной войны, против социальной и экономической несправедливости.
В своей миротворческой деятельности АБКМ не ограничивается кругом буддистов. Она активно сотрудничает с другими организациями, выступающими за мир - ООН, Всемирным Советом Мира, Организацией солидарности народов Азии и Африки. АБКМ объединяет 22 национальных центра из 16 стран Азии, многих авторитетных буддийских лидеров, политических и общественных деятелей. АБКМ имеет статус третей категории в ЮНЕСКО и признана ООН в качестве неправительственной организации.
Штаб-квартира АБКМ находится в монастыре Гандантекчинлинг города Улан-Батора Монголии. Одной из основных форм деятельности АБКМ является проведение генеральных конференций. В структуру этой организации входит также Исполнительный совет и Международный секретариат. Официальным и рабочим языком является английский. В России действуют два национальных центра, одним из которых является Агинский дацан.
114 лет назад началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали
114 лет назад (1891) началось строительство Великой Сибирской железнодорожной магистрали.
Транссибирская магистраль (Транссиб), или Великий Сибирский путь (историческое название) - рельсовый путь, соединяющий европейскую часть России с срединными (Сибирь) и восточными регионами (Дальний Восток) страны, имеет статус международного транспортного коридора. Начало сооружению Транссиба было положено 13 июня 1891 года близ Владивостока, когда царь Александр III подписал рескрипт: «Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений». Смычка рельсов произошла 3 ноября 1901 года. Ввод Великого Сибирского пути в эксплуатацию на всем его протяжении состоялся 14 июля 1903 года.
Великая Сибирская магистраль резко изменила устоявшиеся представления о труднопреодолимых восточных просторах. Перемена в общественном сознании следующим образом была отражена в одном из очерков той поры: «Когда свист паровоза разогнал мрачную, дикую легенду о застланных снегом сибирских равнинах, тишину которых нарушал только вой волков да звон цепей каторжников, перед глазами человечества открылась великолепная страна, в скором времени обещающая обратиться в житницу Старого Света».
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (Москва-Владивосток) - 9288,2 километра, при этом существуют несколько параллельных грузовых обходов на различных участках. Транссиб проходит по территории двух частей света - Европе (19,1 процента длины) и Азии (80,9 процента). Начальный пункт Транссиба - Ярославский вокзал в Москве, конечный - Владивостокский вокзал в Владивостоке. Транссиб проходит по территориям 14 областей, трех краев, двух республик, одной автономной области и одного автономного округа РФ, на пути расположено 87 городов. Транссибирская магистраль пересекает 16 крупных рек: Волгу, Вятку, Каму, Тобол, Иртыш, Обь, Томь, Чулым, Енисей, Оку, Селенгу, Зею, Бурею, Амур, Хор, Уссури, на протяжении 207 километров проходит вдоль озера Байкал и 39 километров - по берегу Амурского залива Японского моря.
93 года назад в Москве открылся Музей изящных искусств
93 года назад (1912) в Москве открылся Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Торжественная церемония закладки музея в августе 1898 года была совершена в присутствии императора Николая II и членов его семьи. Под строительство здания московской Городской думой была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Официально было утверждено его название - Музей изящных искусств имени императора Александра III. Музей создавался на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до нового времени. Инициатором создания и первым директором музея был заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В.Цветаев.
Здание было возведено к 1904 году. К работе в музее И.В.Цветаевым в разное время привлекались русские ученые Д.В.Айналов, Н.П.Кондаков, В.К.Мальмберг, Б.А.Тураев, художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, А.Я.Головин, И.И.Нивинский. Гипсовые слепки и другие копии заказывались в 1890-1911 годах в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Украшением музейного собрания явилась уникальная коллекция предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше шести тысяч памятников). Собранная русским ученым-египтологом В.С.Голенищевым, она была приобретена государством и передана Музею в 1909-1911 годах. Имелись в Музее и другие подлинники: произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII-XV веков из собрания М.С.Щекина, нумизматическая коллекция.
Торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 13 июня 1912 года. В 1937 году Музею присвоено имя А.С.Пушкина.
В настоящее время коллекция музея включает свыше 400000 гравюр, рисунков, книг с гравюрами, прикладной графики, плакатов, экслибрисов, начиная с XV века и до наших дней. Среди них работы А.Дюрера, Рембрандта, П.Рубенса, О.Ренуара, П.Пикассо, русских художников К.Брюллова, А.Иванова, В.Фаворского, А.Дейнеки. Античное собрание включает несколько тысяч подлинных памятников - сосудов, мелкой пластики, скульптуры. Многие поступили в музей в результате многолетних археолгических раскопок в Северном Причерноморье. Основу нумизматической коллекции ГМИИ составляет Университетское собрание, начало формирования которого относится к концу XVIII века. Сегодня это одно из лучших собраний монет, медалей, нагрудных знаков и резных камней.