Политический обозреватель РИА-Новости Анатолий Королев.
Скандал вокруг продажи картины Марка Шагала в Минске потряс антикварный рынок России и Европы. В конце мая на минском аукционе «Парагис» была продана картина Марка Шагала, за которую шла упорная борьба денежных тузов. Победил в схватке анонимный покупатель, который выложил за картину $ 650 000.
Самое загадочное в этой истории то, что задолго до аукциона картину Марка Шагала признали подделкой!
Экспертизу картины проводили параллельно два солидных учреждения - экспертная группа Третьяковской галереи и Комитет Шагала в Париже. Обе группы экспертов пришли к мнению, что картина Шагала «не является подлинником», то есть - подделка.
Однако это решение не остановило минский аукционный дом, который накануне торгов обратился к внучке Марка Шагала Мерет Мейер-Граберант за окончательным решением проблемы.
И что же?
Мерет официально уведомила антикварно-аукционный дом «Парагис», что картина деда - подделка.
По всем правилам аукционов произведение, которое вызвало сомнения, снимается с торгов. Однако «Парагис» проигнорировал все три мнения, выставил подделку на продажу, предварительно ознакомил покупателей с отрицательными оценками и... и добился успеха.
Картина ушла с аукциона с феноменальным результатом.
Это анекдотичная история подтверждает, что рынок продажи произведений искусства и в России, и в странах СНГ остается самым диким антикварным рынком в мире. И аукционистам и покупателям плевать на экспертов, ставка делается на скандал, который умело подогревает интерес к произведению.
Между авторами подделок и аукционистами в определенных случаях складываются отношения круговой поруки. Сговор окружает искусную подделку за несколько лет до продажи, тщательно фабрикуется ее предпродажная история. Так картина Шагала долгое время мелькала на разных выставках в Москве и несомненно имеет московские корни. Она специально написана в несвойственной для Шагала манере, и является мастерской импровизацией на темы раннего периода творчества Шагала. Неизвестный гений подделки придал работе черты наброска, которым мастер якобы остался недоволен и бросил работу на полпути. Мол, неудача.
И вот награда - почти миллион долларов в кармане.
Практически такая же история случилась со знаменитой коллекцией Фаберже, которую недавно приобрел у американской семьи Форбс наш миллиардер Виктор Вексельберг (по оценкам экспертов примерно за 140 миллионов долларов; конкретная сумма сделки не разглашалась). Как только стало известно, что семья Форбс продает свою коллекцию пасхальных яиц петербуржца Карла Фаберже обратно в Россию, в кругах экспертов заговорили о том, что в коллекции есть множество подделок.
И это было прекрасно известно самому Вексельбергу.
Однако он создает специальный фонд «Связь времен» и покупает коллекцию у Форбсов за баснословные деньги. Не только покупает, но и демонстративно показывает коллекцию, в святая святых, на выставке в Оружейной палате Кремля.
Скандал не замедлил.
Крупнейший знаток по клеймению русских ювелирных изделий, эксперт Министерства культуры РФ Валерий Скурлов, сразу узнает подделки, например, пасхальное яйцо «Весенние цветы», где: 1. клеймение не соответствует нормативам Пробирных инструкций. Золотая арматура на постаменте не имеет ни пробирного клейма, ни клейма мастера. Внутри яйца указано пробирное клеймо «56», а должен быть герб Санкт-Петербурга. 2. Пасхальное яйцо разделено по всей поверхности двумя поперечными полосами, которые не несут никакой эстетической нагрузки, но свидетельствуют о неумении гильошировать всю поверхность яйца.
Так же заклеймил Скурлов и другие подделки коллекции: серебряный Знак Виленского Братства Святого Духа, яшмовый стакан для карандашей с рубинами, печать с совой и еще несколько мастерских фальшивок.
Фонд Ваксельберга почти год никак не комментировал мнение Скурлова и только после научной статьи о подделках, которую подписали сразу сам Скурлов и правнучка императорского ювелира, искусствовед Татьяна Фаберже, фонд миллиардера недавно официально признал, что да, эксперт прав, в коллекции обнаружилось почти десяток подделок.
На сегодня оборот российского антикварного рынка составляет $80-100 миллионов в год. Федеральная таможенная служба констатирует, что с момента вступления правил, которые освобождают коллекционера от уплаты таможенных пошлин и налогов, за ввозимые в страну предметы искусства, за год (по февраль 2005) только через Шереметьевскую таможню проследовало в Россию 75 физических лица с картинами.
В Россию хлынул поток антиквариата.
Рынок явно вышел из-под контроля.
Вот почему - редкий случай оперативности - недавнее решение Правительства России установить госконтроль над антикварным рынком весьма своевременно.
Отныне в стране вводится официальный институт клеймения ценностей. К участию в этом будет допущена лишь та группа экспертов, которые пройдут аттестацию и получат государственный сертификат (лицензию) и удостоверение с гербовой печатью. Этот экзамен коснется примерно 1000 человек, которые сегодня негласно выступают в качестве экспертов, не имея на то официального права. Оценки смехотворны - за справку о подлинности владельцы платят от тысячи до 8 тысяч рублей ($300).
Отныне музеи лишаются права проводить свои экспертизы подлинности. По идее будут расформированы и отделы экспертиз Третьяковки, Русского музея, Центра реставрации имени Грабаря.
Поголовное лицензирование займет около года.
Но уже в 2006 году ни одно произведение искусства будет невозможно ни купить, ни продать без атрибуции госэксперта.
Что ж, антикварный рынок подделок России охватила тайная буря, надо успеть продать все «фальшаки». История с картиной Шагала тому прямое доказательство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции