Политический обозреватель РИА- Новости Василий Кононенко.
Руководители ведущих российских телекомпаний подписали хартию "Против насилия и жестокости" - документ долговременного действия, который не имеет аналогов в мировой практике.
Попытки ограничить показ сцен насилия на телеэкране и фоторепортажах печатных СМИ в России предпринимались неоднократно.. Кульминацией подобного давления на СМИ стала трагедия в северо-осетинском городе Беслане. Несколько фракций Думы предложили внести поправки в Закон о СМИ, предусматривающие ограничение на показ сцен жестокости и насилия, на распространение информации, призывающей к совершению уголовно наказуемых деяний, либо формирующей у телезрителей, радиослушателей, читателей чувство безнаказанности за подобные преступления и т.д. Одновременно были подготовлены поправки в закон "О борьбе с терроризмом", где и вовсе был предусмотрен запрет на освещение террористических актов, как и показ самих террористов.
Журналисты пытались доказать, что под эти запреты может попасть любой телесюжет, к ответственности можно привлечь любого журналиста, поскольку подобная детализация закона дает возможность толковать его как вздумается. Тем временем правозащитники и медиасообщество обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой наложить вето на эти законодательные ограничения, которые перемещают два закона из либеральной в тоталитарную сферу. Борьба за сохранение закона о СМИ закончилась перемирием. Кремль не поддержал ретивость депутатов, даже сенаторы усомнились в правильности подобных мер. И вот, кажется, найден выход – вместо принятия нового закона, который может быть и лучше, и хуже нынешнего, решено принять корпоративные обязательства по самоограничению.
Насколько эта практика будет действенной – покажет только время. Ведь при «саморегулировании» всегда будет соблазн его усилить. Где та грань, за которой произойдет ущемление права журналистов на сбор и передачу информации и права общества - получать эту информацию? Уже сейчас «телевизионщики» говорят, что придется ежедневно работать ножницами, особенно перед выпуском в эфир фильмов-боевиков. Что касается телепрограмм криминального жанра, то им придется ретушировать большинство сюжетов.
Примечательно, что это решение телевизионных начальников совпало с 15-летием закона о СМИ. В июне 1990 года, Верховный Совет СССР принял закон "О печати и других средствах массовой информации". Он и стал отправной точкой для создания независимых российских масс-медиа.
А вот как прокомментировал сложившуюся ситуации на медийном рынке секретарь Союза журналистов Михаил Федотов, к стати, один из авторов нынешнего закона о СМИ.
- Сегодня у журналистских коллективов - беды со всех сторон. Это и монополизм, и попытки элит, особенно региональных, взять СМИ под контроль за счет тарифных дотаций. Наконец – газеты просто скупают, если они не лояльны по отношению к определенным силам. Вспомним недавнюю перекупку «Известий», - продолжал М.Федотов. – Ведь была куплена не газета «Известия» как издание, а скорее само здание в центре Москвы, где располагается редакция. Примерно такие же сценарии были использованы при покупке «Общей газеты», «Московских новостей». Как говорят некоторые чиновники, «из всех искусств важнейшим для нас является недвижимость».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции