Николай Кавешников, научный сотрудник Института Европы РАН – РИА «Новости».
После референдума в Голландии судьба Конституции ЕС становится все яснее и печальнее. Народ отказался поддержать мечты и амбиции политиков. Шансы на проведение повторных голосований минимальны. Скорее всего, следует ожидать нового раунда долгих и трудных переговоров, в итоге который появится документ, более соответствующих интересам европейцев. Ратификационный кризис грозит перерасти в стагнацию Евросоюза. Что это будет означать для России?
С тактической точки зрения в этой ситуации для России есть определенные плюсы. Провал Конституции ослабит позиции новых членов ЕС, политическая элита которых сохраняет остаточные антироссийские настроения. Результаты референдумов продемонстрировали нежелание «старичков» финансировать динамично развивающиеся экономики восточной Европы и сомнительные геополитические проекты. У России сохранится возможность маневра между внешнеполитическими интересами различных государств ЕС и шансы развивать более интенсивные отношения с крупными странами Европы, которые традиционно в большей степени, чем Брюссель склонны учитывать российские интересы.
Безусловно, происходящее серьезно осложнит расширение ЕС. Разумеется, Болгария и Румыния присоединятся с Союзу в 2007 году, как и было запланировано. Но вот переговоры с Турцией, начало которых запланировано на осень, в новых условиях затянутся очень надолго. И, разумеется, и речи быть не может о вступлении в ЕС Украины и иных постсоветских стран. Надежду на это и раньше питали лишь идеалистически настроенные прозападные политики: стоит лишь продемонстрировать политическую волю, решительно отмежеваться от России и распахнутся ворота в клуб демократии, стабильности и процветания. Но сегодня даже они будут вынуждены понять, что как ни привлекательно членство в Союзе, в обозримой перспективе они просто будут вынуждены поддерживать хорошие отношения с Россией. Избавление от иллюзий всегда болезненно, но полезно. Быть может завтра они осознают, что интеграция в Европу и сохранение интенсивных экономических и партнерских политических отношений с Россией не противоречат, а напротив, дополняют друг друга.
ЕС – привлекательный клуб. Но России следует привлечь внимание к тем реальным преимуществам, которые она уже сегодня предоставляет и Украине, и Молдавии и другим соседям. Это и основной рынок сбыта их продукции, и основной источник инвестиций, привыкших к риску и знакомых с ситуацией на местных рынках, и место, где их граждане находят работу и зарабатывают деньги. Ничего этого ЕС предоставить не сможет даже в будущем, несмотря на то, что некоторые восточноевропейские политики от имени ЕС делают многозначительные авансы.
Однако и России следует переосмыслить свои отношения с постсоветскими странами. Они уже не ближнее зарубежье, а полноценные независимые государства, которые имеют общее с Россией историческое и культурное прошлое, и в которых Россия имеет определенное национальные интересы. И политика России должна быть дружественной, уважительной к народам независимых государств, прагматичной и при необходимости жесткой.
Например, стоит задуматься о целесообразности продолжении спонсирования местных элит посредством заниженных цен на энергоносители. Не лучше ли эти деньги потратить на прямую работу с населением Грузии или Украины, на культурные и образовательные проекты. И тогда постсоветское пространство имеет шанс превратиться из зоны скрытого соперничества между ЕС и Россией в зону сотрудничества.
Однако в стратегической перспективе провал европейской конституции невыгоден для России. Беспорядок в доме ближайшего соседа и партнера – не повод для злорадства. Тем более что Россия заинтересована в сильной Европе, чье политическое влияние будет сопоставимо с экономическим, Европе, которая будучи одним из полюсов многополярного мира, сможет внести свой вклад в стабилизацию системы мировых отношений и противодействие растущим угрозам безопасности. Слабость Европы провоцирует рост напряженности по ее периметру. России, видящей себя союзником и частью европейской цивилизации, совсем не хотелось бы стать фронтиром осаждаемой крепости.
Только сильная Европа с активной и последовательной внешней политикой сможет внести свой вклад в стратегическое партнерство США-Европа-Россия. Этот вклад – баланс влияния, когда усиление партнера воспринимается ни как угроза гегемонии, а как увеличение потенциала, необходимого для решения общих задач, напрямую вытекающих из совпадения базовых интересов. Баланс влияния, при котором разногласия между партнерами становятся поводом не для давления друг на друга, а для содержательного и конструктивного диалога.
Будем надеяться, что нынешний кризис не приведет к апатии, а стимулирует дискуссию о будущем Евросоюза, из которой он выйдет более соответствующим ожиданиям граждан Европы. А быть может дискуссия о будущем ЕС прояснит и будущее отношений между ЕС и Россией, подскажет, как уже сделанный Россией цивилизационный выбор трансформировать в четкую внешнеполитическую стратегию, а политические декларации – в реальное партнерство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции