Рейтинг@Mail.ru
Избежит ли Россия партийной олигархии? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Избежит ли Россия партийной олигархии?

Читать ria.ru в
Дзен
В ближайшее время Владимиру Путину предстоит подписать новую редакцию закона о выборах депутатов Государственной думы. Главное в этом документе заключается в замене существующей смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на строго пропорциональную, при которой единственными участниками избирательной борьбы за места в нижней палате парламента станут общероссийские политические партии. Благодаря ликвидации одномандатных округов от избирательного процесса отсекаются независимые кандидаты. Кроме того, не разрешается формирование предвыборных блоков, в которые раньше могли входить не только партии, но и общественные движения и организации...

Политический обозреватель РИА «Новости» Юрий Филиппов

В ближайшее время Владимиру Путину предстоит подписать новую редакцию закона о выборах депутатов Государственной думы. Главное в  этом документе заключается в замене существующей смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на строго пропорциональную, при которой единственными участниками избирательной борьбы за места в нижней палате парламента станут общероссийские политические партии. Благодаря ликвидации одномандатных округов от избирательного процесса отсекаются независимые кандидаты. Кроме того, не разрешается формирование предвыборных блоков, в которые раньше могли входить не только партии, но и общественные движения и организации.

Таким образом, закон предоставляет партиям исключительные права на участие в формировании законодательной (представительной) ветви федеральной власти и позволяет им закрепить статус национальных избирательных корпораций.

Преимущества данной избирательной системы заключаются в стимулировании роста партий, как национальных общественно-политических институтов, имеющих строго очерченную нишу и функции в государственной жизни. Главные же риски связаны с тем, насколько конкурентным и способным к развитию окажется российский политический рынок - после того как на нем обоснуются несколько крупных игроков с фактически монопольными правами. Иными словами, риск заключается в том, не придет ли на смену нынешней ограниченной политической конкуренции на выборах жесткая партийная олигархия, мало способная к выявлению и выражению основных общественных интересов.

Наиболее радикальная критика закона о выборах депутатов Госдумы сводится к тому, что его нельзя приводить в действие до тех пор, пока в России окончательно не сформируются полноценные массовые политические партии с устойчивым электоратом и узнаваемыми, имеющими поддержку в обществе программами.

Действительно, на этом поле российские успехи за последние годы были скромными. Во-первых, в стране с давними социалистическими и социал-демократическими традициями после краха КПСС так и не возникло влиятельной социал-демократической партии. Коммунисты, отказавшиеся от социал-демократической трансформации, то и дело впадают в детство, пытаясь соединить революционный марксизм-ленинизм с догматами традиционного православия. Ставший открытием последних думских выборов блок «Родина» вместо заявленного преобразования в социал-демократическую партию, начал раскалываться на враждующие группировки, дрейфуя при этом в сторону популистского национализма, не имеющего, в отличие от украинских аналогов, никаких «оранжевых» оттенков.

Во-вторых, праволиберальные силы, мощно стартовавшие в годы правления Бориса Ельцина, потеряли критически важную часть избирателей, отпугнув их неуклюжими реформами и не найдя с ними общего языка. В настоящее время российские либералы не просто не имеют собственной фракции в Думе, но и весьма скептически оценивают свои шансы на преодоление повышенного 7-процентного барьера на следующих выборах.

В-третьих, партия центра, пропрезидентская «Единая Россия», имеющая в парламенте конституционное большинство, сфокусировав свои усилия на поддержке президента, так и не сформировала собственного политического лица и внятной, признаваемой всеми членами партии и узнаваемой обществом программы. В «Единой России» соседствуют правые и левые, либералы и консерваторы.  Напоминая этим, позднюю КПСС, в центральных органах которой будущие российские либералы и деятели «оранжевой революции» на Украине мирно уживались с будущими членами ГКЧП и «отцом всех туркмен» Ниязовым.

Вместе с тем, даже наличие этих трех очевидно неблагоприятных для будущего строительства конкурентной многопартийной системы обстоятельств (отсутствие социал-демократии на левом фланге, слабость либералов на правом фланге и размытая всеядность «центра») не должно рассматриваться как препятствие для перехода к так называемой «новой российской многопартийности». Во-первых, если государство продолжит, как в 90-е годы, ждать партийного строительства «снизу», то оно, скорее всего, так ничего и не дождется. Во-вторых, промедление будет означать дальнейшее бюрократическое усиление «Единой России» – в нынешней Думе она получила конституционное большинство потому, что значительная часть одномандатников, забыв о своих политических взглядах, примкнула к ней, чтобы использовать фракцию, как инструмент лоббирования. Если этот канал вовремя не перекрыть, то вскоре перспективные политики перестанут вливаться в оппозицию, и тогда строить конкурентную многопартийную систему в России будет еще труднее.

Свои первые осязаемые плоды новая избирательная система принесет в декабре 2007 года, когда состоятся очередные выборы в Государственную думу. Два с половиной года – это тот срок, в течение которого оппозиционные партии должны подтянуться и как следует подумать над тем, какое место они хотят занять в политической и государственной системе России, и как им этого добиться. Именно от активности оппозиции, как на левом, так и на правом фланге, зависит успех избирательной реформы. Она ни в коем случае не должна свестись к усилению так называемой «партии власти», олицетворяемой сегодня «Единой Россией».

В известном смысле «партией власти» в результате реформы должна в той или иной степени стать каждая партия, участвующая в выборах, получающая депутатские мандаты, а затем приступающая к законодательному процессу. В этом случае России удастся продвинуться в направлении многопартийной конкурентной политической системы и избежать создания партийной олигархии – так же, как когда-то она смогла уйти от партийной монополии КПСС.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала