С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 мая - РИА "Новости" - Северо-Запад, Анна Новак. В субботу, 7 мая, в Петербурге состоится церемония вручения коллективу театра имени Веры Комиссаржевской орденского медальона солдатского подвига. Награда была выполнена по эскизу героя СССР, генерал-лейтенанта Михаила Калашникова, сообщили РИА "Новости" в городском комитете по культуре.
Как рассказал РИА "Новости" руководитель театра имени Комиссаржевской Виктор Новиков, после церемонии будет представлена премьера спектакля "Это было недавно, это было давно", созданного ко дню Победы.
"Это эмоциональный спектакль, связанный с рождением нашего театра. В нем звучит голос Ольги Берггольц, воспоминания артистов театра, работавших в блокадные годы, песни военных лет", - сказал Новиков.
Открытие театра в дни блокады Ленинграда - 18 октября 1942 года стало беспрецедентным случаем за всю историю существования мирового театрального искусства.
"Спектакли, поставленные на сцене Комиссаржевки под бомбежками и артобстрелами, доказали, что музы не молчат и в те дни, когда говорят пушки. Именно поэтому, несмотря на многочисленные переименования - Ленинградский театр, театр имени Комиссаржевской - в памяти петербуржцев этот театр навсегда останется "Блокадным театром", - подчеркнул Новиков.
Театр, основанный по распоряжению Ленинградского комитета искусств, расположился на первом этаже здания Пассажа. Ранее, с 1904 по 1906 годы, здесь находился Новый драматический театр, где играла великая русская актриса Вера Комиссаржевская.
Первым спектаклем "Блокадного театра" стала пьеса Константина Симонова "Русские люди", опубликованная в начале войны в газете "Правда".
В театре до сих пор хранятся стенограммы обсуждения первых спектаклей и фотографии, на которых запечатлены первые постановки театра - на этих кадрах зрители в зале сидят в ватниках и зимних пальто.
Спектакли театра, труппу которого составили актеры, не эвакуировавшиеся из осажденного города, начинались рано - около 17 часов, чтобы постановка завершилась до наступления комендантского часа.
Во время артобстрелов актеры прекращали игру и вместе со зрителями спускались в бомбоубежище. После того, как над городом вновь воцарялась тишина, спектакль продолжался.
Зрители ходили на спектакль с карманными фонариками, и, если отключали свет, артисты продолжали игру под их тусклый свет.
Основными зрителями военных постановок были солдаты и настоящие театралы, которые, несмотря на все тяготы жизни в осажденном городе, остались верны миру театра.
Кроме того, артисты театра выезжали со спектаклями в военные госпиталя и на линию фронта.