МОСКВА, 28 апр - РИА "Новости". В июне этого года будет открыта новая грузовая транзитная линия через Калининград, что значительно уменьшит его зависимость от таможенной политики Литвы и ЕС. Об этом сообщил в интервью РИА "Новости" заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев.
"В июне открывается новая морская контейнерная транспортная линия "Роттердам-Калининград-Санкт-Петербург", - сказал сенатор, который в 1998-2003 годах был официальным представителем России при ЕС.
По его словам, открытие этой линии чрезвычайно важно как с политической, так и с экономической стороны.
"В результате функционирования этой линии значительно сократится зависимость Калининграда от таможенной политики Евросоюза. Будущая линия способна перевозить в год до 700 тысяч тонн грузов. Это в два раза больше, чем сегодня всеми транспортными путями вывозят калининградские предприятия в другие российские регионы", - сказал Лихачев.
"С точки зрения политической мы показываем европейскому сообществу свою самостоятельность в решении сложных проблем грузового транзита с опорой на российские ресурсы", - заявил бывший посол России в ЕС.
С другой стороны, по его словам, российский и европейский бизнес, который привык считать деньги, получит значительные преференции.
"Например, время доставки грузов из Калининграда в Санкт-Петербург благодаря новой линии составит всего 3 суток, а до Москвы - не более 4-5 суток. Это значительно быстрее, чем транзит через литовскую территорию, что особенно важно для скоропортящейся продукции пищевой промышленности", - отметил сенатор.
Кроме того, как сказал Лихачев, стоимость доставки грузов по новой линии на маршруте Калининград-Петербург будет ниже, чем стоимость доставки железнодорожным и автомобильным транспортом через литовскую территорию.
"Как показывают наши экспертные оценки, открытие нового транспортного коридора будет способствовать расширению товарооборота между Россией и Европой, поскольку конечный пункт линии - Роттердам, а это все хорошо знают, является одним из крупнейших мировых транспортных узлов", - заявил сенатор.
Лихачев, который будучи послом в ЕС участвовал в многочисленных дискуссиях с представителями Евросоюза по вопросам жизнеобеспечения Калининградской области, напомнил, что в 1999-2000 году Москва заметила двойные стандарты в поведении европейских партнеров.
"С одной стороны, они предлагали сделать калининградскую площадку неким партнерским полигоном, пилотным проектом Евросоюза и России. С другой стороны, оттягивалось всестороннее решение существующих проблем по Калининграду", - подчеркнул сенатор.
"Европейцы, например, на протяжении достаточно длительного периода отказывались признавать необходимость создания специальной или специализированной группы по торгово-экономическим, таможенным и иным вопросам Калининградской области. И только в конце прошлого года во время Гаагского саммита они признали правомерность российской позиции и согласились с необходимостью комплексного рассмотрения калининградской проблематики в специальном формате", - отметил сенатор.
Однако, по его словам, и после того, как несколько лет назад были приняты документы по калининградскому транзиту, Россия столкнулась с очень серьезными проблемами, связанными с позицией литовской стороны и Евросоюза, который поддерживает Литву в качестве члена ЕС.
"За последние годы были зафиксированы многочисленные примеры и факты, когда вступление Литвы в ЕС привело к таким негативным последствиям, как резкое удорожание грузового транзита через эту страну, увеличение санитарных и ветеринарных пошлин, тарифов на страховые услуги для перевозчиков", - заявил Лихачев.
Он сообщил, что с 15 апреля Литва планировала новое повышение тарифов, которое сейчас временно отложено, но все равно в ближайшее время состоится.
"С учетом этих планов суммарный рост литовских железнодорожных тарифов на Калининградском направлении за нынешний год составит 41%. Совершенно объективно анализируя складывающуюся ситуацию, мы приходим к выводу - сегодня таможенная политика Литвы является серьезным сдерживающим фактором для притока инвестиций и дальнейшего экономического роста в Калининградской области, в частности в обрабатывающей и пищевой промышленности", - сообщил сенатор.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам уверен, что ввод в действие новой морской транспортной линии через Калининград изменит положение дел в лучшую сторону и в том, что касается отношений России-ЕС в целом.
"Это буквально заставит посмотреть наших европейских партнеров новыми глазами на возможности России в качестве страны, которая не на словах, а на деле признает рыночные механизмы, рыночную экономику и работает в режиме самых современных торгово-экономических требований", - считает Лихачев.
По его словам, Калининград всегда будет иметь стратегическое значение для российско-европейских отношений. "У него много преимуществ - экономических, транспортных, логистических для того, чтобы обеспечить высокий уровень и эффективность российско-европейского взаимодействия в этом регионе", - сказал сенатор.
Более того, как считает бывший посол в ЕС, Калининградский регион является важным фактором внутренней, и внешней политики России. "Не случайно калининградская тематика была в качестве особой и актуальной темы обозначена в ежегодном послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию", - подчеркнул Лихачев.