МОСКВА, 29 мар - РИА "Новости". Аскар Акаев заявил, что остается президентом Киргизии, но не собирается баллотироваться на выборах главы государства, которые назначены на 26 июня.
"Нет, конечно", - сказал Акаев, отвечая на вопрос, будет ли он выставлять свою кандидатуру на президентских выборах 26 июня.
"Я неоднократно объявлял, что это мой последний срок, я больше не буду баллотироваться", - подчеркнул Акаев, выступая во вторник в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы".
Вместе с тем Акаев не видит причин подавать в отставку.
"Я не вижу никаких причин подавать в отставку. Я являюсь единственным легитимным президентом Киргизкой республики, срок моего мандата - 30 ноября 2005 года, и я еще не подавал в отставку", - сказал Акаев в телефонном интервью.
Он также назвал единственным легитимным органом власти новый однопалатный парламент.
"Единственно легитимная власть - это новый парламент. Я считаю, что в данный ситуации новый спикер - это лучший выбор наших депутатов. Я могу вести переговоры только со спикером парламента, как новым легитимным представителем новой власти", - отметил Акаев.
В субботу ЦИК Киргизии подтвердил полномочия нового парламента республики, признав тем самым его легитимным органом власти.
Акаев заявил, что исполнительная власть республики не легитимна.
"Исполнительная власть сегодня не легитимна. Лидеры оппозиции не смогли сдержать ситуацию в конституционном поле", - сказал он.
Акаев заявил о намерении вернуться в Киргизию, когда там будет порядок.
"Безусловно, Киргизия - это моя родина, я обязательно вернусь, когда там будет порядок, будет обеспечена безопасность мне и моей стране", - сказал Акаев.
По его словам, оппозиция с самого начала планировала захватить власть.
"Я хотел бы подчеркнуть, что у оппозиции был с самого начала план захвата власти, а не мирной демонстрации, как это было в Киеве. Их целью не было ведение переговоров", - сказал Акаев.
"За два дня собрался новый парламент, новый парламент принес присягу и новый парламент создал депутатскую комиссию. Но ни 22, ни 23 (марта) оппозиция не соглашалась на переговоры, они не воспользовались этой возможностью", - отметил Акаев.
Он сообщил, что наблюдал за штурмом дома правительства из окна своего кабинета и покинул его за полчаса до взятия здания оппозицией.
"Произошел силовой захват Дома правительства. Я выехал за полчаса до взятия Дома правительства", - сообщил Акаев.
"24 марта с утра я, как всегда, находился на рабочем месте на седьмом этаже Дома правительства, проводил совещание. Шла нормальная, обычная работа руководством страной. Когда начался штурм, я был в своем кабинете. Оппозиция заявляла, что она проведет мирный митинг. Мы не препятствовали", - рассказал Акаев.
"Штурм походил на битву, было одностороннее преимущество молодчиков. Дом правительства защищался небольшими силами милиции", - отметил он.
"Мы дали приказ не применять оружие. Я сам лично видел из кабинета, как жестоко избивали милиционеров, накатываясь волнами", - сообщил Акаев.
"Перед тем, как Дом правительства был захвачен, служба безопасности потребовала, чтобы я выехал из Дома правительства", - сказал он.
"Захват здания правительства был подготовлен. Разве можно стихийно собрать десять тысяч подготовленных молодчиков?", - сказал Акаев. По его словам, об этом говорили и сами лидеры оппозиции после взятия власти.
"Среди штурмовавших не было ни одного жителя Бишкека. Штурмовали те, кого лидеры оппозиции привезли из регионов", - заявил Акаев.
Он утверждает, что ввел бы чрезвычайное положение, если бы знал, что Бишкек будет разграблен.
"Если бы я знал, что будет разграбление Бишкека, я бы ввел чрезвычайное положение", - сказал Акаев.
"Я с самого начала придерживался твердой позиции - не применять оружие. Это и позволило осуществить захват Дома правительства. Мне казалось, что они ограничатся захватом власти, захватом меня или моей семьи. Но даже в кошмарном сне мне не могло присниться, что эти молодчики направят свои действия на разграбление города", - подчеркнул Акаев.
Отвечая на вопрос о том, что он может посоветовать своим коллегам, в том числе Эмомали Рахмонову, Сапармурату Ниязову и Владимиру Путину, Акаев сказал: "Демократия наша слаба и сама себя защитить не может".
"Демократию надо защищать, если надо - и с применением силы", - отметил он.
По словам Акаева, он думал, что демократия сама может себя защитить, однако затем понял, что был не прав.
"Все мы, все страны Центральной Азии, новые независимые государства, строим демократию, но эта демократия еще слаба", - добавил он.
Предложения о помощи в разрешении ситуации в Киргизии от Организации договора о коллективной безопасности не были приняты, поскольку Акаев считал происходящее в Киргизии внутренней проблемой.
"Это внутриполитическая проблема, не было вмешательства сил извне", - объяснил он отказ от предложения Николя Бордюжи.
Аскар Акаев признал, что совершил много ошибок.
"Конечно, есть старая русская мудрость: кто не работает, тот не ошибается. Я допустил много ошибок в годы президентства. Я открыто говорил о них, ошибок было допущено немало. Но я убежден, что страна шла правильным направлением", - заявил Акаев.
В то же время он не считает политической ошибкой выдвижение своих детей в депутаты.
"Что касается сына и дочери - это мировая практика. Это преувеличенное мнение, очередной миф, который был создан оппозицией. Они прошли через список народа, и это было нормальным", - подчеркнул Акаев.
Он подтвердил, что передавал в СМИ два обращения, которые написал собственноручно.
"Я подтверждаю. Я передал по электронной почте два обращения к народу. Я не имел доступа к другим средствам массовой информации. Компьютер у меня всегда с собой. Они написаны собственноручно", - сказал Акаев.
В пятницу на прошлой неделе и в понедельник на этой неделе агентство КАБАР распространило два обращения Акаева. Агентство подчеркнуло, что не знает, откуда они были отправлены.