Ирина Демченко
МОСКВА, 25 мар - РИА "Новости". Аскар Акаев заранее знал, что в Киргизии готовится "бархатная революция", знал, кто ее финансирует, но так и не верил, что она произойдет.
О своей убежденности в том, что она невозможна он говорил во время своего январского визита в Москву на встрече с руководителями российских СМИ.
Акаев считал, что пользуется поддержкой народа, причем не только на севере страны, но и на юге, где проживает многочисленная узбекская диаспора. Он был убежден, что у оппозиции нет яркого лидера, который мог бы получить поддержку более чем 3-6% населения, и что только его кандидатура является компромиссной для севера и юга Киргизии.
В январе Акаев привез с собой в Москву сына Айдара, чтобы представить его московской элите как кандидата в депутаты парламента, первый тур выборов в который состоялся в феврале. В марте состоялся второй.
"Те, кто раскручивает у нас революцию, уже придумали ей название - "революция тюльпанов". В марте, когда будет второй тур выборов в парламент, у нас цветут тюльпаны. Цвет революции выбран желтый, потому что тюльпаны в природе, дикие - желтого цвета", - сказал Акаев редакторам газет в январе.
Перед вчерашним штурмом на центральной площади действительно были женщины с желтыми цветами, но не с тюльпанами, а с нарциссами. Не было у реальной киргизской революции и единого цвета: желтый присутствовал, но не доминировал.
По словам Акаева, деньги для оппозиции на финансирование "бархатной революции" в Киргизии поступают извне. Он даже назвал конкретные каналы - организацию Freedom House и другие международные организации по поддержке демократии в развивающихся странах. Акаев специально отметил, что Фонд Сороса в Киргизии таким каналом не является.
"Freedom House имеет самую крупную в Кыргызстане типографию, в которой печатаются все оппозиционные газеты", - сказал он.
Акаев не скрывал, что зависимость Киргизии от кредитов Международного валютного фонда и Всемирного банка в каком-то смысле связывает ему руки в отношении деятельности международных организаций на территории страны. Но в то же время он демонстрировал уверенность, что на почве Киргизии революция цветов не приживется. Акаев несколько раз повторил, что киргизы - потомственные кочевники, и не так подвержены радикальным идеям, как более "европеизированные" народы Украины и Грузии.
"Если у нас будет революция, то она не пройдет так спокойно, как на Украине. Будет гражданская война. Кыргызстан расколется на север и юг... Меня сейчас поддерживает 42%, причем особенно на юге. В Кыргызстане вы таких призывов, как на Украине - "Кучма - геть!" - не услышите. Здесь никто не кричит "Долой Акаева!", - говорил на той встрече президент Киргизии.
Всего два месяца спустя толпа демонстрантов на площади перед резиденцией президента 24 марта кричала "Акаев, кетсин! (Акаев, уходи)".
Акаев сказал в январе, что от России ожидает только "моральной" поддержки. В пятницу Владимир Путин заявил, что Акаев может рассчитывать на то, что его примут в России.