Политический обозреватель РИА «Новости» Арсений Палиевский
Сегодня проходит визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Тбилиси. В отношениях между Россией и Грузией накопилось много нерешенных и наболевших вопросов, поэтому уже сейчас видно, что обстановка визита напряженная. О чем говорит и тот известный факт, что в последний момент статус визита претерпел изменения и называется теперь не официальным, а рабочим.
Все это так, однако, за кулисами идет немалая и позитивная работа. О ней ниже и речь.
О целях визита, перспективах развития двустороннего сотрудничества, совместных антитеррористических усилиях рассказывает в эксклюзивном интервью РИА «Новости» директор Российского института стратегических исследований Евгений Кожокин.
- Насколько значим визит мининдел Сергея Лаврова в Тбилиси для развития российско-грузинских отношений?
- Нынешний визит министра иностранных дел - это знак российского руководства, что в Москве существует политическая воля на установление и развитие нормальных добрососедских отношений с Грузией. Ведь с точки зрения дипломатического протокола было бы понятно, если бы визит был отложен в связи с трагическим изменением ситуации в стране – имеется в виду смерть столь значимого политика как Зураб Жвания. Однако в Москве решили, что этот визит откладывать не нужно. И это, конечно, политический сигнал.
Визиту министра предшествовала очень серьезная работа. Целая команда, выехала в Тбилиси и работала там над согласованием комплекса вопросов, которые покрывает готовящийся к подписанию «большой» Договор.
- Вопрос о военных базах по-прежнему остается болевой точкой в двусторонних отношениях или все-таки здесь достигнут прогресс?
- Благодаря усилиям грузинской и российской сторон были найдены подходы к сложной ситуации, связанной с военными базами. Фактически синхронно поступили предложения о том, чтобы базы были преобразованы в антитеррористические центры. На Южном Кавказе угроза терроризма - абсолютно реальная.
Ни у нас, ни у грузин не изгладились тяжелейшие воспоминания о сложнейшей ситуации с точки зрения обеспечения безопасности, которая была в Грузии в период существования де-факто независимой Чечни, когда Грозный пытался шантажировать Тбилиси. Не забыты и факты похищения грузинских граждан. И совершено очевидно, чтобы эти трагедии не обрушились на Грузию, необходимо российско-грузинское сотрудничество. Мы - соседние государства и у нас похожие угрозы и фактически одни и те же враги.
Поэтому антитеррористические центры в Грузии должны быть не номинальные. Простых групп экспертов, которые будут собирать информацию не достаточно. Такие центры должны быть в состоянии противодействовать атакам террористов.
И в этом плане очень существенно сотрудничество российских и грузинских пограничников. Граница между Россией и Грузией сегодня должна быть контролируема жестко как никогда, но контролируема, вне всякого сомнения, грузинскими и российскими силами. И для этого в настоящее время у наших сторон есть все необходимые возможности.
Очевидно, что сейчас переговоры по «большому» Договору вступают в завершающую фазу, хотя она может длиться очень долго. И вот на этой завершающей фазе очень важно, чтобы в том или ином виде было зафиксировано, что Грузия сохраняет свой суверенитет в столь существенной сфере, как сфера безопасности. Для России в целом очень важно, чтобы соседние государства оставались суверенными. Мы заинтересованы в том, чтобы за то, что происходит в Грузии - нес ответственность грузинский народ, и его политики. Точно также как мы заинтересованы в том, чтобы мы в своей стране сохраняли максимально полный суверенитет и максимально полно отвечали за свои дела.
Сейчас есть определенная инерция мышления - это касается не только Грузии, но и Украины и ряда других государств - люди часто смотрят в прошлое и не понимают, насколько изменился мир.
Россия не хочет и не может воспроизводить геостратегию Советского Союза. В то же время мы не можем не бороться за то, чтобы в нашем большом регионе, который называется Евразия, мы сами, евразийцы, решали, что нам нужно.
Именно в этом контексте и стоит вопрос и о наличии или отсутствии вооруженных сил третьих государств на территории Евразии. Да, иногда возникают критические ситуации, когда эти силы появляются в Евразии, но в стратегическом плане это не отвечает интересам тех народов, которые дорожат своей свободой, а мне кажется, грузинский народ очень дорожит своей свободой.
- Как вы оцениваете перспективы развития экономического сотрудничества двух стран?
Они очень большие. В последнее время были проведены тендеры на ряд промышленных объектов Грузии, в которых успешно участвовали российские компании. Также недавно Внешторгбанк приобрел контрольный пакет акций одного из крупнейших частных банков Грузии - объединенного грузинского банка. Было подписано очень важное соглашение о паромном сообщении между Россией и Грузией (между портами Кавказ и Поти). Предстоят тендеры на порты Поти, Батуми, а также на целых ряд других стратегических по значимости объектов Грузии. Российские инвесторы проявляют интерес и к этим объектам. То есть сейчас в экономическом плане можно говорить об определенном прорыве в российско-грузинских отношениях. Нынешний визит мининдел России может способствовать тому, чтобы эти позитивные шаги получили свое продолжение, поскольку в этом заинтересованно, в первую очередь, население наших двух стран.