Эти данные получены на основании опроса, посвященного отношению россиян к Германии и немцев к России. Опрос проводили Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и немецкая исследовательская компания ИМАС (Мюнхен).
"76% россиян и 74% немцев в целом позитивно оценивают отношения России и Германии, сложившиеся к настоящему времени. В том числе, по 42% опрошенных в обеих странах считают эти отношения нормальными", - сообщили во вторник РИА "Новости" во ВЦИОМ.
По его информации, негативно двусторонние отношения оценивают 10% россиян и 20% немцев. Но даже в этих группах "прохладными" отношения считают 9% россиян и 15% немцев, тогда как напряженными, враждебными их считают лишь 5% немцев и 1% россиян.
Отмечено, что доля негативных оценок со стороны россиян одинаково низка во всех возрастных группах, включая респондентов, которые родились еще до окончания войны 1941-1945 годов и могли иметь личный опыт общения с противником, пережить утрату родных и близких. Среди немцев число "негативистов" почти в два раза выше, чем в России, и этот показатель так же равномерно распределен по всем социальным и возрастным группам.
Чаще других считают отношения двух стран не просто позитивными, а дружественными респонденты 25-34 лет. А среди жителей разных населенных пунктов такую высокую оценку чаще других дают москвичи и петербуржцы, которые, как правило, имеют больше опыта общения с представителями других стран. Среди немцев наибольшими оптимистами являются жители северных земель и центральной Германии, а скептиков больше всего в Баварии.
Примечательно, что 30% немцев видят в России один из внешнеполитических приоритетов Германии на ближайшее будущее (на одном уровне с Китаем и Японией) и считают ее второй после Франции страной, где немцев любят.
Лишь 5% опрошенных в России и 7% в Германии полагают, что наша страна для Германии не представляет никакого интереса. Респонденты чаще всего отмечают область экономического сотрудничества. Почти половина опрошенных россиян - 46% - считают, что Германия заинтересована в использовании природных ресурсов России. 29% видят в России рынок для сбыта немецких товаров. 27% россиян полагают, что наша страна важна Германии как экономический партнер.
В Германии гораздо чаще видят в России рынок сбыта немецких товаров (50%) и экономического партнера (46%), смотрят на нашу страну, как на источник природных ресурсов (33%). На привлекательности природных ресурсов России для Германии чаще других возрастных групп акцентирует внимание "среднее поколение".
Что касается внешнеполитической сферы, то 13% россиян видят в Германии партнера по борьбе с "американским гегемонизмом", а 5% считают, что Германия заинтересована в развитии демократии и рыночных реформ в России. Среди немцев 21% считает, что она должна стать союзником в борьбе с доминированием США, еще 27% - видят в России партнера по продвижению интересов Германии в Европе и мире, и 20% - хотят способствовать реформам в нашей стране.
Геополитическую роль России как противовеса США чаще других отмечает молодежь 18-24 и 25-34 лет, а также россияне из высокодоходных групп.
Опрос населения помог выделить и иные важные направления сотрудничества. 16% респондентов акцентировали внимание на роли Германии как политического союзника России, способного поддерживать ее инициативы и защищать российские интересы в ЕС. Заинтересованность в партнерстве чаще других возрастных групп отмечают 35-44-летние россияне (46%). Опрошенные из этой группы, а также молодежь чаще респондентов старшего возраста акцентируют внимание на заинтересованности России в инвестициях и технологиях со стороны Германии.
Любопытно и мнение россиян о барьерах, которые мешают отношениям. От 6 до 13% опрошенных акцентировали внимание на сложную ситуацию вокруг Калининградскойобласти, расширении НАТО на Восток при поддержке со стороны Германии, нежелании обеих стран возвращать друг другу культурные ценности, вывезенные во время войны.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 17-18 июля 2004 года в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрошено 1539 человек. Опрос в Германии проведен по репрезентативной для Германии выборке в 2000 респондентов (16 лет и старше) в ноябре 2004 года.