Как ожидается, парламентарии рассмотрят документ в первом чтении 17 декабря.
В соответствии с документом, два уже действующих правовых режима - "чрезвычайное положение" и "контртеррористическая операция" предлагается дополнить еще одним - "режимом террористической опасности".
Как отмечают депутаты, этот режим будет вводиться в профилактических целях "при получении информации, свидетельствующей о возможной подготовке террористической акции и наличии обстоятельств, не позволяющих проверить такие сведения".
Срок действия указанного режима не может превышать 60 суток, а распространяться он может как на отдельные населенные пункты, так и на всю территорию страны.
В документе также прописывается, что в зоне действия "режима террористической опасности" вводится ряд ограничений для граждан. В частности, предусмотрен запрет на проведение массовых мероприятий, усиление паспортного контроля, ограничение передвижения граждан и транспорта на улицах, установление усиленного контроля на предприятиях "вредного производства". Документом также оговаривается, что в зоне проведения контртеррористической операции спецслужбам разрешается осуществлять прослушивание телефонных переговоров.
Кроме того, документ предусматривает создание вертикали антитеррористических комиссий в центре и на местах, при которой распоряжения Федеральной антитеррористической комиссии будут обязательны для региональных. Комиссию возглавит премьер-министр, в ее состав войдут руководители федеральных ведомств, "осуществляющих борьбу с терроризмом", а также ведомств, "участвующих в осуществлении противодействия терроризму".
В задачи Федеральной комиссии войдут "сбор и анализ информации о состоянии тенденции терроризма", "выработка предложений об основных направлениях госполитики в сфере противодействия терроризму" и ряд других задач. Региональные антитеррористические комиссии возглавят губернаторы, в их состав также войдут главы территориальных подразделений силовых ведомств.
Главным уполномоченным органом по борьбе с терроризмом определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, в законопроекте прописан правовой механизм, позволяющий привлекать вооруженные силы для пресечения терактов, в том числе наделяя их правом на применение оружия и боевой техники. По мнению авторов законопроектов, этим устраняется правовой пробел и решаются проблемы, связанные с правомерностью привлечения Вооруженных Сил РФ для участия в контртеррористической операции.
Существенные ограничения накладываются и на СМИ при освещении террористических актов. В частности, запрещается распространять информацию, раскрывающую специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции, состав и численность привлекаемых сил. Кроме того, запрещается распространять информацию о сотрудниках спецподразделений и членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, за исключением представителя штаба, ответственного за взаимодействие со СМИ. Также запрещается размещать информацию, "содержащую сведения о фактах или сценах особо жестокого насилия".
Руководитель контртеррористической операции имеет право запретить доступ журналистов в зону проведения операции или выделить в этой зоне специальный сектор для работы представителей СМИ. Он также имеет право "установить порядок предоставления сведений о контртеррористической операции".
Журналистам также запрещается получать с нарушением установленного порядка предоставления сведений о контртеррористической операции информацию от ее участников или лиц, оказывающих им содействие.
Соответствующие законопроекты были подготовлены ФСБ, Минюстом и Генпрокуратурой. Затем основные положения были обобщены в один документ и доработаны рабочей группой Госдумы. По мнению парламентариев, в первом чтении законопроект может быть принят уже в текущем году.