Ущерб российских производителей из-за ограничений доступа на внешние рынки составляет около $2,5 миллиарда в год, сообщил глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков в интервью газете "Ведомости", которое опубликовано в номере за четверг.
В то же время, отметил глава департамента, юридически вопрос об отмене санкций после того, как Россия окажется в ВТО, непростой.
"Например, мексиканцы, с которыми пока не заключено соглашение по ВТО, хотят зафиксировать в протоколе "мирную оговорку" о том, что, вступив в ВТО, Россия не будет требовать аннулирования тех мер, которые Мексика уже ввела", - сказал Медведков.
"Но для нас это неприемлемо, ведь мы вступаем в ВТО как раз для того, чтобы обеспечить недискриминационные условия для российских экспортеров", - заявил чиновник.
Медведков напомнил, что сейчас Россия заключила соглашения по доступу на рынок товаров с членами ВТО, на долю которых приходится около 80% российской внешней торговли. Однако среди стран, с которыми эти переговоры еще не завершены, "такие значимые партнеры, как США, Япония, Бразилия, Канада, Малайзия", сказал Медведков.
В ходе переговоров появляются новые претензии. По словам Медведкова, один из партнеров предлагает России взять дополнительные обязательства по лицензированию сферы услуг: зафиксировать на определенном уровне сборы за лицензирование, жестко установить процедуру выдачи лицензий.
"Фактически предлагается сделать Россию страной с идеальной системой лицензирования. С одной стороны, это требование не сильно выходит за рамки того, что мы делаем сами. С другой - ни один член ВТО таких обязательств на себя не взял. У нас возникает вопрос: почему мы должны делать то, что не делают другие?" - спрашивает Медведков.
По его словам, у России тоже есть интерес к экспорту услуг, и для нее небезразлично, как, кто и на каких условиях выдает лицензии, например, на осуществление перевозок грузов в ЕС или в Турции.
"В ВТО все равны. Как в бане. Мы согласны делать то, что делают другие, но не согласны делать больше", - говорит он.
Один из вопросов - как стыкуется вступление России в ВТО и создание единого экономического пространства (ЕЭП) между Россией, Казахстаном, Белоруссией и Украиной. Медведков поясняет, что ВТО разрешает своим членам участвовать в других торговых соглашениях: создавать зоны свободной торговли, таможенные союзы.
"Но для нас принципиально важно, чтобы мы присоединились к ВТО примерно на одинаковых условиях с другими партнерами по ЕЭП. В противном случае мы будем вынуждены платить компенсацию за те страны, которые войдут в ВТО на более либеральных условиях", - говорит Медведков.
По его словам, это может означать, что товары и услуги, на которые другие члены ЕЭП радикально снизят тарифы, через зону свободной торговли хлынут на наш рынок.