Рейтинг@Mail.ru
Интервью Директора Информационного бюро НАТО в Москве доктора Изабель Франсуа - РИА Новости, 06.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Интервью Директора Информационного бюро НАТО в Москве доктора Изабель Франсуа

Читать ria.ru в
Дзен

Мы очень рады видеть Вас здесь, у нас, в РИА "Новости". Позвольте поздравить Вас с назначением на высокий пост Директора Информационного бюро НАТО в Москве.

- Доктор Франсуа, какие задачи Вы ставите перед собой на посту Директора?

- Генеральный секретарь НАТО Яоп де Хооп Схеффер поставил передо мной совершенно конкретную задачу, которая состоит в том, чтобы информировать российскую общественность о роли НАТО и разъяснять политику Альянса. Необходимо также повысить осведомленность российского общества о сотрудничестве, которое развивается в рамках Совета Россия-НАТО.

Такая двоякая цель, с одной стороны потребует от меня развивать ту сеть контактов, которая была уже создана в России моим предшественником, и в то же время я буду использовать все возможности, чтобы информировать российскую общественность о деятельности Совета Россия-НАТО.
В рамках нашего московского бюро мы развиваем нашу деятельность в пяти направлениях. Во-первых, мы организуем и спонсируем семинары и конференции по вопросам безопасности и обороны. В этих мероприятиях принимают участие общественные организации, которые могут непосредственно обращаться к нам с предложениями по поводу своих проектов. Во-вторых, мы организуем и проводим визиты сотрудников штаб-квартиры НАТО в Россию и наоборот, российских официальных лиц в штаб-квартиру НАТО.

В-третьих, мы занимаемся распространением информационных материалов Альянса в России. В этой связи, в ближайшее время, на базе российских институтов и университетов мы планируем открыть документационные центры НАТО. В них будут собраны информационные материалы о НАТО, которые студенты и исследователи смогут использовать для своих целей: обучения, написания различных работ. Идея создания таких центров документации была только недавно разработана, и ее еще предстоит воплотить в жизнь, но, тем не менее, я полагаю, что это очень удачный подход к вопросу распространения новых знаний. 

В-четвертых, мы активно работаем над оптимизацией работы нашего сайта в Интернете, чтобы широкая общественность могла более эффективно его использовать в целях получения информации.

И, наконец, последнее, но не менее важное: мы уделяем очень большое внимание взаимодействию с прессой, в целях широкого информирования общественности о роли и политике НАТО, а также деятельности Совета Россия-НАТО.

Но основная и общая цель на долгосрочный период состоит в формировании положительного образа НАТО в России. Это, конечно сложная задача, но я считаю ее вполне достижимой.
Я надеюсь, что когда я буду уезжать из России по окончании срока моей работы, я смогу сказать о произошедших реальных изменениях, действительно отвечающих достижениям, которые были сделаны в работе Совета Россия-НАТО.

Иногда можно видеть, говорю об этом с сожалением, что то, о чем пишут и говорят в СМИ в основном основано на стереотипах и не отвечает реальности и достигнутому прогрессу.

- Вы сказали о стереотипах, а как Вы оцениваете нынешние отношения Россия-НАТО?

- Прежде всего, я бы хотела вспомнить о деятельности Совета Россия-НАТО. За два с половиной года существования этой структуры (со всеми ее действующими рабочими группами), мы занимаемся реализацией конкретных проектов и, таким образом, продвигаем наше сотрудничество.
Мы создали орган, который позволил нам начать очень важный политический диалог. То есть, Совет Россия-НАТО это своего рода форум для дискуссий. В рамках работы этого органа у нас могут возникать какие-то разногласия по определенным вопросам. Но не стоит рассматривать наши разногласия как неудачу.

Наоборот, у нас остается все меньше и меньше вопросов, на обсуждение которых наложено табу. Вывод, который бы я сделала, состоит в том, что нам удалось достичь "зрелых отношений".

Заглядывая немного вперед, хочу сказать, что нам необходимо начать развивать оперативное сотрудничество. Это то, над чем нам еще предстоит работать. Смысл такого сотрудничества, по моему мнению заключается в том, чтобы перейти от разговоров и дискуссий к совместным реальным действиям.

Хорошим примером этому может послужить поддержка Россией военно-морской операции НАТО "Активные Усилия". Мы приветствуем решение Российской Федерации принять участие в этой операции и хотя Россия  еще не поставила свою подпись под документом, который позволит ей оказать поддержку операции, мы приветствуем присутствие двух российских кораблей в Средиземном море. Считаем, что такое присутствие позволит провести совместную предварительную подготовку к операции в Средиземном море.

Это первый случай нашего сотрудничества с Россией в военно-морской операции. Считаю, что этот опыт будет очень важным и полезным как для российских ВМС, так и для ВМС стран НАТО.

- Когда планируется визит генсека НАТО в Москву?

- Новый генеральный секретарь фактически всего лишь семь месяцев назад был в России. Ваша страна была одной из первых государств-партнеров, которое он посетил с визитом. Думаю, в ближайшее время он снова посетит Россию.

- Россия и НАТО создали много совместных комиссий (ПРО ТВД, комиссия по оперативной совместимости войск и другие), которые работают уже несколько лет). Как Вы оцениваете деятельность и потенциал этих комиссий?

- Действительно, в рамках Совета Россия-НАТО действует семнадцать рабочих групп. Они затрагивают самый широкий круг вопросов по различным направлениям, таким, как чрезвычайное гражданское планирование, ПРО ТВД и другие.

Все эти группы действуют по конкретным проектам, и их работа направлена на конкретные практические цели. Важно также понимать, что эти проекты рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Например, проект ПРО ТВД займет много времени: ведь от идеи необходимо перейти к созданию концепции, а от концепции к реальному воплощению ее на практике. Здесь речь идет не о месяцах, а о годах.
Я хочу сказать, что в основном мы работаем на будущее. Мы создали структуру, в рамках которой мы можем достичь согласия по конкретным проектам. И за два с половиной года уже много сделано.

- То есть, можно сказать, что эти комиссии и комитеты будут действовать? Вы оптимистично смотрите на их работу?

- Я оптимистка по природе. И к этому вопросу я тоже отношусь с оптимизмом. Нам удалось создать эффективную структуру, одним из преимуществ которой является ее способность к адаптации. Это является преимуществом как всей организации НАТО, так и Совета Россия-НАТО.
Благодаря СРН нам удается достигать положительных результатов, и я очень оптимистично смотрю в будущее.

- Вы с таким же оптимизмом смотрите на ДОВСЕ? Не считаете ли Вы, что в связи с количественным увеличением НАТО этот договор исчерпал свой ресурс?

- Альянс заявляет о своей верности ДОВСЕ, считая его краеугольным камнем европейской безопасности, и выступает за скорейшее вступление в силу адаптированного Договора, который позволит присоединиться к нему новым государствам-участникам. Начиная со Стамбульского Саммита 1999 года, Альянс последовательно заявляет, что выполнение остающихся Стамбульских обязательств по Грузии и Молдове создаст условия для стран-членов НАТО и других государств-участников договора для продвижения вперед в вопросе ратификации Адаптированного ДОВСЕ. К сожалению, в 2004 наблюдался недостаточный прогресс в выводе Российских вооруженных сил из Молдовы. Необходимо усилить действия, чтобы завершить вывод как можно быстрее. И Альянс призывает Грузию и Российскую Федерацию к обновлению реальных переговоров для урегулирования нерешенных вопросов, относящихся к их общему заявлению в Стамбуле от 17 ноября 1999 года.

Члены Альянса, не участвующие в ДОВСЕ, заявили о своем намерении добиваться  присоединения к адаптированному ДОВСЕ, после его вступления в силу. Их присоединение к Договору будет важным вкладом в европейскую безопасность и стабильность.

- Действительно, в этом вопросе между Россией и НАТО имеются определенные разногласия. Хотелось бы затронуть общую тему - борьбу с терроризмом. Как, по Вашему мнению, Россия и НАТО могут реально сотрудничать против угрозы терроризма, какие реальные формы может носить такое сотрудничество?

- Это, конечно, также очень важный вопрос. У России и НАТО уже состоялись полезные и конструктивные обмены мнениями по этой проблеме.

Как вы помните, было организовано несколько конференций на тему о роли военных в борьбе с терроризмом. Я лично имела честь организовать три такие конференции с Россией на очень высоком уровне. В результате этого нам удалось достичь общего понимания этого вопроса. И по этой проблеме у нас больше общего, чем расхождений и разногласий.

Когда я говорю "общее понимание", я имею в виду то, что мы говорили о роли военных, только как об одной части этого вопроса. Мы пришли к согласию в том плане, что не только военные должны бороться с терроризмом.

Нельзя не упомянуть о тех очень сильных политических заявлениях, которые выпустил Совет Россия-НАТО, особенно вслед за трагическими событиями в Беслане, о нашем общем стремлении к борьбе против терроризма во всех его формах и проявлениях.

Кроме этого, мы разработали целый ряд конкретных проектов, которые объединяются в общий План Действий по борьбе с терроризмом. План будет обсуждаться министрами иностранных дел в декабре на очередном заседании Совета Россия-НАТО.

Это лишь одна часть того, что вообще делается на этом направлении.
Совместная борьба с терроризмом, естественно, подразумевает и целый ряд превентивных мер: обмен разведданными, техническое сотрудничество. Мы стремимся наращивать силы и средства для ведения такой борьбы. Не забываем мы и о борьбе с наркотрафиком и наркоторговлей, которая является "питательной средой" терроризма.

Ярким примером может служить операция "Активные усилия", о которой я упомянула ранее - патрулирование ВМФ в Средиземноморье для пресечения террористической деятельности.

Кроме того, совместные действия против угрозы терроризма включают, например, и целый ряд учений в области чрезвычайного гражданского планирования.

Вам должно быть известно о наших успешных учениях: Калининград-2004 в июне этого года и Богородск-2002. Мы рассчитываем развивать также деятельность и в этом направлении.
Нет никакого сомнения, что борьба с терроризмом - это ключевой вид деятельности Совета Россия-НАТО. Я бы сказала, что это движущая сила этого Совета.

- Какие вопросы будут рассматриваться в ходе Совета Россия-НАТО в декабре этого года?

- В НАТО считают, что предстоящее заседание будет очень значительным, а повестка дня весьма насыщенной. Это заседание - хорошая возможность для министров иностранных дел подвести итоги, рассмотреть вопросы текущего политического диалога, посмотреть вперед, договориться о конкретных мероприятиях, которые необходимо предпринять в следующем году.

Я уже упомянула о разработке Плана Действий по борьбе с терроризмом. Мы считаем его одним из самых важных наших проектов.
То есть министры должны принять и утвердить проекты не только политического характера, но и проекты, связанные с нашим военным сотрудничеством.

На встрече также состоится официальный обмен письмами между Генсеком НАТО и российскими ведомствами, который ознаменует начало поддержи Россией операции НАТО Активные Действия.
Мы также надеемся увидеть российские решения присоединиться к Соглашению о Статусе Сил в рамках ПРМ, которое позволит военным с обеих сторон проводить совместные учения  вместе в плане повышения оперативной совместимости.

Хотела бы подчеркнуть, что это соглашение не о размещении сил. Это скорее правовые рамки, в которых прописаны все ситуации, включая возможные обязательства и ответственность, которые принимают на себя обе стороны в отношении пребывания иностранных вооруженных сил на территории России и наоборот, Российских вооруженных сил на территории стран-членов альянса. Это механизм, который будет способствовать более тесному военному сотрудничеству.

Все без исключения положения этого договора носят взаимный характер. Это предоставит возможность не только НАТО провести учения в России, но и российским вооруженным силам, дислоцированным в партнерских странах, воспользоваться теми же самыми возможностями и правами.
Считаю, что это тот элемент взаимности, который вполне соответствует духу равноправного партнерства Россия-НАТО.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала