Она приурочена к 140-летию со дня рождения живописца, которое будет отмечаться в 2005 году.
Как сообщила РИА "Новости" директор галереи Наталья Рюрикова, изначально выставку планировалось открыть 16 ноября, но поскольку к участию в проекте присоединился еще ряд крупнейших музеев России, подготовка выставки потребовала более длительного времени.
В экспозицию войдут более 60 живописных и графических работ из Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея личных коллекций ГМИИ им.А.С.Пушкина, Государственного Смоленского музея-заповедника, Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Тверской областной картинной галереи, Пермской государственной художественной галереи, Таганрогского художественного музея, Кировского областного художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых и других.
Настоящее открытие выставки - живописные и графические работы из собрания провинциальных российских музеев, которые будут экспонироваться впервые, отметила Рюрикова. В залах галереи также разместятся воспоминания, письма и другие материалы, связанные с жизнью художника и рассказывающие о творческих исканиях конца ХIХ - начала ХХ веков.
"Цель выставки - привлечь внимание москвичей и гостей столицы к истинным "жемчужинам" изобразительного искусства, принадлежащим кисти Серова", - отметила Рюрикова.
Прежде всего, проект задуман для того, чтобы удовлетворить заметно возросший интерес общественности к творчеству классиков русского изобразительного искусства. Выставка станет своеобразной культурно-просветительской акцией в поддержку русских провинциальных музеев, которые в силу бедственного материального положения не имеют возможности вывозить свои коллекции и демонстрировать их широкой публике.
Современник Коровина, Врубеля, Левитана, Васнецовых, Серов был одной из самых авторитетных фигур в художественной среде своего времени. Член Академии художеств, педагог Училища живописи, ваяния и зодчества (в числе его учеников - Юон, Кузнецов, Петров-Водкин), член попечительского совета Третьяковской галереи, участник множества выставок, он постоянно находился в самом центре художественной жизни, ее течений.