Он подчеркнул при этом, что реформы должны обеспечивать "отсев неэффективных программ в системе образования и концентрацию ресурсов государства и граждан на поддержание эффективных".
"Кризисные явления в системе образования не преодолены, и если не будут проведены необходимые изменения, прежде всего - в системе ресурсного обеспечения, кризис усугубится и выйдет на поверхность в виде массового разочарования населения, не получившего вместе с образованием ни ожидаемого социального статуса, ни высокооплачиваемой работы", - считает ректор ВШЭ.
По его словам, государственные ресурсы, направляемые в настоящее время на образование, недостаточны. "Эти ресурсы не обеспечивают не только сохранения системы образования, но и повышения ее качества и конкурентоспособности", - отметил Кузьминов.
По его словам, в настоящее время бюджетные расходы на образование составляют 3,6% ВВП, тогда как в СССР на эти цели расходовалось 5-6% ВВП. "Это саамый низкий показатель среди развитых стран, участвующих в ОЭСР", - подчеркнул ректор.
Он отметил при этом, что разрыв в удельных расходах на образование на одного учащегося между Россией и странами Западной Европы вдвое превышает разрыв в ВВП на душу населения. "Мы бедные, но наше образование еще беднее", - отметил Кузьминов.
Тем не менее, сказал он, "даже в рамках этих параметров финансирования, можно представить себе позитивный сценарий развития российского образования".
По словам ректора, в рамках работы правительственной комиссии по оптимизации бюджетных расходов ВШЭ предложила ряд целевых показателей, обеспечивающих конкурентоспособность отрасли образования как внутри страны, так и на международном рынке.
В частности, по мнению ВШЭ, необходимо повысить заработную плату учителей школ со $120 до $600,доцентов ВУЗов - с $300 до $1,1 тысячи, удельное финансирование на одного учащегося ВУЗа должно быть увеличено с $700-800 в настоящее время до $2,3-3,5 тысячи, ПТУ - с $750 до $1,6 тысячи, на одного школьника - с $400 до $1 тысячи.
По мнению Кузьминова, таких показателей можно достичь к 2010 году при условии сохранения существующего уровня бюджетных расходов на образование в 3,6-4% ВВП, роста ВВП на уровне 6-7% в год, а также при условии проведения структурной реформы образования и его финансирования.
"Для эффективной реформы образования и науки необходима политическая воля руководства страны, как в последовательном проведении необходимых реформ, так и в выдерживании параметров роста бюджетного финансирования этих секторов", - заключил Кузьминов.