Аналитики отмечают, что Япония, пережив два нефтяных кризиса в 70-х и начале 80-х годов, смогла минимизировать уязвимость экономики перед изменением цен на нефть, благодаря внедрению крупными корпорациями систем экономии энергии и правительственным инициативам по разработке альтернативных источников энергии.
Количество ежегодно потребляемой нефти деленное на размеры реального ВНП показывает количество нефти, необходимое для производства одной единицы ВНП (установленной в $1 тысячу), и является показателем производительности в терминах нефтепотребления. Между двумя нефтяными кризисами этот показатель для Японии резко снизился и продолжал неуклонно снижаться в 90-х годах. В настоящее время он составляет около 0,42 барелля.
В этих терминах производительность в Японии с начала 1990-х годов увеличилась почти на 40%, а с начала 1970-х почти в пять раз. По сравнению в этим, производительность в США увеличилась лишь вдвое, а показатель в терминах нефтепотребления составляет 0,59.
Таким образом, Япония потребляет нефть более рационально и эффективно, производя больше добавленной стоимости, чем США, говорится в отчете "Морган Стэнли".
В прошлом финансовом году общемировое потребление нефти составляло 78 миллионов баррелей в год (28,511 миллиона баррелей за год). Из этого количества США потребляли 25%, ЕС - 18%, КНР - 8%, Япония - 7%.
По показателям производительности в терминах нефтепотребления на первом месте стоит Великобритания (0,4), на втором Япония (0,42), Германия и Франция занимают третье место (0,47). США (0,59) занимают сравнительно низкое место в списке.
Быстро развивающиеся рынки КНР, Индии, России и Латинской Америки страдают недостаточной энергоэкономностью, говорится в отчете. Так, в России потребляется почти в четыре раза больше, а в Китае в десять раз больше нефти на единицу ВНП, чем в странах Западной Европы и в США.
В отчете делается вывод, что экономики Японии и Великобритании имеют сильные позиции перед лицом растущих цен на нефть. При этом, цены на нефть выполняют роль "встроенного стабилизатора", корректирующего скорость роста в глобальной экономике.