"Прейскурант нуждается в совершенствовании по двум направлениям: изменение структуры железнодорожного тарифа и подготовка железных дорог России к вступлению в ВТО", - сказал Акулов.
Он напомнил, что в рамках прейскуранта, который был принят год назад, тарифы на железнодорожные грузовые перевозки был разделен на две составляющие - оплата использования вагонов и оплата железнодорожной инфраструктуры. Таким образом, была создана основа для работы частных перевозчиков, владеющих собственными вагонами.
Вместе с тем, по словам Акулова, в большинстве развитых стран железнодорожные тарифы более дифференцированы. В частности, грузовые железнодорожные тарифы в США содержат пять составляющих, при этом оплата инфраструктуры составляет лишь 20% тарифа (в России - 55% от тарифа).
Говоря о совершенствовании тарифа в соответствии с требованиями ВТО, Акулов сообщил, что российские партнеры по переговорам высказываются за устранение дискриминации экспортных грузов. Глава агентства пояснил, что в России сохранились различные тарифы для экспортных грузов, следующих в направлении сухопутных переходов. Унификация тарифов для экспортных грузов в направлении российских портов была проведена в 2002 году.
Акулов отметил, что такая дискриминация невыгодна не только европейским партнерам России, но и ОАО "Российские железные дороги". В результате дифференциации тарифов во втором квартале 2004 года перевозка грузов в направлении сухопутных переходов по железной дороге существенно сократилась, а объемы перевозок в направлении портов, напротив, увеличились на 25%. "Это привело к снижению темпов роста доходов ОАО РЖД во втором квартале", - сказал Акулов.
Акулов сообщил, что предложения по совершенствованию Прейскуранта будут выработаны в рамках формирующейся межведомственной комиссии по реформированию железнодорожного транспорта.