ВЕДУЩИЙ: Добрый день, коллеги. Мы рады приветствовать
вас, а также уважаемого гостя на информационной площадке РИА "Новости". Начинаем
пресс-конференцию. Мы уже провели серию мероприятий, посвященных жилищной
проблеме, формированию рынка доступного жилья, развитию ипотеки. Учитывая
важность и остроту этой проблемы мы проводим очередную встречу. Итак,
модернизация стройкомплекса России, механизмы формирования строительного рынка.
Об этом нам сегодня рассказывает наш гость, главный участник пресс-конференции
руководитель Федерального Агентства по строительству и жилищно-коммунальному
хозяйству, заслуженный строитель России Владимир Аверченко.
АВЕРЧЕНКО:
Прежде всего я хотел бы всех вас поздравить с наступающим праздником Днем
Строителя, который состоится 8 августа. Для всего строительного комплекса
Российской Федерации очень было знаменательным, что в этом году во время
ежегодного послания Президента в адрес обеих палат Парламента строительному
комплексу, жилищным проблемам, созданию комфортных условий труда для граждан
Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным было уделено
очень значимое и, на мой взгляд, первостепенное место среди других важных
проблем нашего государства. Из уст руководителя нашей страны прозвучали такие
знаковые для строителей слова как ветхое жилье, как доступное жилье, как
необходимости наращивания мощностей. Строительная отрасль РФ это более 10 %
валового внутреннего продукта страны. 7,3 % само строительство и 3,5 %
промышленных и строительных материалов. Вообще, Федеральное агентство по
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству за ним стоит заботы о развитии
более 16% валового внутреннего продукта, потому что мы занимаемся еще и
жилищно-коммунальным хозяйством, которое составляет 5,9 % валового внутреннего
продукта страны. Строительство это более 130 000 строительных организаций и
предприятий стройиндустрии, из которых предприятия стройиндустрии 9,3 тысячи
организаций. Это большие объемы работ. Это системообразующая отрасль, от
развития которой во многом зависит развитие всей экономики страны и стабильный
экономический рост. Я с детства и еще с того момента, когда начал работать
рабочим на стройке осознал, что достигает успеха только та отрасль, только то
направление деятельности, которое строит, модернизирует, реконструирует,
внедряет новые технологии. Сделать это без созидательного труда строителей
невозможно. И я рад, что самые худшие времена в строительном комплексе прошли.
Последние 2 года наблюдается стабильный рост. Этот рост наблюдается и по итогам
1-го полугодия 2004 года. Мы можем констатировать на основе статистических
данных, что объем инвестиций за 1-е полугодие возрос более чем на 12 %; основной
капитал. Рост объемов строительных составил более 14 %. Т.е. строительство
развивается более опережающими темпами, чем другие сектора экономики. И нас это
радует. И это дает сигнал всей экономике, что развитие нашей экономики будет,
потому что если работают строители, значит, есть перспектива. Что результат
работы строительной отрасли в промышленности, переработке, в жилье происходит
несколько позже, чем выполняются строительные объемы. Самые худшие времена
прошли для строительной отрасли и в строительстве жилья, создания комфортных
условий. Если можно назвать это словом пик, пик падения или самый маленький
объем, который выполняли строители по вводу жилья, он по статистическим данным
прошел в 2000 году, когда мы строители ввели самое маленькое количество жилья
30,3 млн. квадратных метров, что, я считаю, больше никогда не повториться в
нашей стране. За последнее время наблюдается рост. Мы надеемся в этом году
ввести порядка 40 млн. квадратных метров жилья. Естественно, задача перед
строителями стоит в том, чтобы к 2010 году выйти на уровень 80 млн. квадратных
метров жилья. Ввод прошлого года жилья это примерно 0,25 квадратных метров на
одного человека в нашей стране. Это очень низкий показатель. И задача, которую
поставил руководитель страны, которая обозначена Правительством РФ, выйти на 0,5
%. Вообще, цивилизованные страны, развитые страны стабильно строят от 0,7 до 1
кв.м. на человека. И для того, чтобы обновить жилой фонд, и для того, чтобы
удовлетворить растущие и неудовлетворенные потребности, чтобы прекратить
ветшание жилого фонда и вообще основных фондов, строители должны строить в нашей
стране 145 млн. кв.м. ежегодно. В этом случае мы сможем создавать
комфортные условия. И, как вы видите, строителям безработица не грозит. Т.е.
объемы, которые востребованы нашим обществом, а в стране порядка 70% населения,
по нашим опросам и опросам независимых организаций, не удовлетворены своими
жилищными условиями, т.е. безработица строителям не грозит. К сожалению, в
последнее время, я не знаю, по каким причинам, это судить не мне, а вам,
журналистам и политологам, создается образ строителя. Это грязный человек,
которого арестовывают где-нибудь в вагончике или в какой-нибудь хибаре,
нерусской национальности, который незаконно проживает на территории России, и
вот якобы он строит все эти грандиозные объемы. Я вам из своей справки назову
такие цифры. В 2003 году объем инвестиций в развитие экономики и социальной
сфере составил 2183 млрд. рублей. Я говорил, что это на 12% больше, чем в
предыдущем году. Естественно, такие громадные объемы, которые осваиваются
строителями, не могу быть сделаны случайными людьми. Это делается
профессионалами, скромными, незаметными людьми, каждый день выходящими на
стройки в любых погодных условиях, в постоянно меняющихся организационных
условиях. Ведь строительная профессия очень сложная, это не конвейер на
промышленном предприятии. Постоянно меняется место расположения объектов, виды
работ, количество партнеров, меняется количество машин, механизмов, материалов,
технологии. Т.е. не бывает профессиональных строителей, которые владеют только
одной профессией. Для примера я вам скажу, я прошел путь от рабочего, я сейчас
даже затрудняюсь сказать, каким количестовм профессий, включая и рабочих
профессий обладаю лично я. Строители над этим не задумываются, просто умеют и
умеют, выполняют эти обязанности и выполняют. И сегодня мне через вас хотелось
бы довести до всего нашего общества о том, что строительная отрасль жива,
строительная отрасль развивается, в ней работает целая армия истинных
тружненников, она способна выполнять те потребности, которые общество в
соответствии с ее финансовыми возможностями выполнять. И мы еще имеем запас
прочности. Я особо хочу подчеркнуть, что строительный комплекс имеет запас
прочности по мощностям примерно в объеме 40%. Т.е. нынешние мощности без
дополнительных вложений в развитие способны выполнить еще на 40% больше. Все
зависит, конечно, от востребованности заказчиками, отраслями. Отрадно то, что
очень много частного капитала приходит. Капитала, который инвестируется
непосредственно людьми. В прошлом году 40 % всего жилья было построено на личные
сбережения граждан или на заемные в банках средства непосредственно гражданами.
Это говорит о том, что меняется менталитет, меняются подходы. Очень важный, на
мой взгляд, момент в жизнедеятельности строительного комплекса заключается в том
пакете законодательных актов, который подготовлен Правительством, который
нацелен на коренное изменение условий для строительного комплекса и
предоставления новых возможностей для граждан, инвесторов, строительных
организаций. Это пакет законов, который включает в себя и новый
Градостроительный, и новый жилищный Кодекс, законодательство по ипотеке, и
многое другое. Я говорю о пакете из 27 законов, которые сегодня рассматривает
Государственная Дума. Я не буду более подробно углубляться в эту деятельность,
потому что это не сфера деятельности Федерального агентства и с разделением
функций Федеральное агентство не в праве заниматься контрольными, надзорными
функциями и законотворчеством. Мы занимаемся выполнением государственного заказа
в области градостроительства, строительства жилищно-коммунального хозяйства и
управляем государственной собственностью, которой поручило нам заниматься
Правительство.
Важными моментами в развитии строительной отрасли является
внедрение современных технологий. Мы неоднократно на выставках уже из за период
4-месячной деятельности Федерального агентства, как известно, это правопреемник
Госстроя, Госстрой не ликвидировался, а преобразовался, мы неоднократно на
выставках показывали сколь сегодня несовершенна технология строительства, те
нормы, которые существуют и что за этим следует. Это связано с определенными
традициями. Назову цифры. Сегодня в России на обогрев одного кв. метра тратится
порядка 80 литров условного топлива в год. В Германии, я приводил неоднократно,
это и пресса печатала, в Германии 3 литра, в Швеции, соизмеримой с нами по
климатическим условиям, 14-18 литров на кв. метр. Мы сегодня имеем колоссальные
возможности, резервы по всей технологической цепочки от источника
теплоснабжения, его транспортировки и самих зданиях по энергоресурсосбережению.
К сожалению, есть проблема у нас и с внедрением массовой застройки
усадебного типа. Даже в Подмосковье, где оно весьма развито, где есть
возможности у населения, у частных инвесторов вкладывать большие деньги, это
усадебное строительство ведется чаще всего некомплексно, не в едином
архитектурном стиле, а значит, затратно и неэффективно. Без учета социальных
потребностей граждан, даже в ближайшем Подмосковье или возле крупных городов эта
работа ведется некомплесно. Задача стоит перед строительным комплексом, перед
инвесторами, перед муниципальными и региональными властями, организовать эту
работу комплексно, чтобы снизить барьеры по оформлению документации. В среднем,
допустим, в Москве оформление документов на строительство нового объекта
составляет порядка двух лет. Это, конечно, очень много. И не способствует
эффективному использованию капитала и получению конечного результата. Я для
примера приведу следующие цифры. В прошлом году США построили 250 млн. кв.
метров, из них усадебного жилья 230 млн., т.е. более 90 %. Это говорит о чем,
Америка одноэтажная и будет одноэтажная, потому что так строит и такие объекты
востребованы. Малоэтажное строительство в наших селах, деревнях, хуторах,
станицах, поселках, малых городах, к сожалению не развито. Не отлажены потоки
так, как это отлажено на крупных домостроительных комбинатах в панельном
домостроении. Как сейчас пытается строительный комплекс отладить строительство
монолитно-каркасное, в той же Москве и других городах РФ. А малоэтажное
строительство традиционно было отдано на откуп лично граждан. Существовали
запреты по количеству отведенной земли, существовали запреты по общей площади. Я
помню при советской власти не более 60 кв. метров, жилой дом не более 24 кв.
метров дача. Это до сих пор психологически существует в общенациональном
понимании. И это направление деятельности строительного комплекса недооценено.
Очень важным направлением развития нашей строительной отрасли является
модернизация промышленных предприятий, общественных зданий, строительство новых.
Т.е. то, что нацелено на выпуск новой продукции, будь то интеллектуальная или
материальная продукция. И я рад, что в наши агентства, в его предприятия
государственной экспертизы последнее время поступает громадное количество
разработанных новых проектов на крупные промышленные комплексы, спортивные
сооружения, социальные объекты, театры. Мы первыми чувствуем еще до того, когда
выходим на площадку, тенденции. И эти тенденции положительные в развитии нашей
экономике, социальной сфере и культуре. Буквально такое короткое выступление. Я
надеюсь, что вы зададите вопросы, и я постараюсь на них ответить.
ВЕДУЩИЙ:
Прежде чем начать задавать вопросы, мне хотелось бы озвучить один вопрос,
который попросил задать Вам, Владимир Александрович, первый заместитель
председателя Комитета по строительству Саратовской области Евгений Кутепов. Вот
как он его изложил. Когда будет подписано распоряжение Правительства о
распределении денежных средств по программе переселения граждан из ветхого и
аварийного жилья?
АВЕРЧЕНКО: Такое постановление Правительством подписано не
будет вообще. Федеральное агентство подготовило проект постановления
Правительства. Оно было внесено, и председатель Правительства не подписал его. Я
думаю, сделал абсолютно правильно. Очень мужественный шаг, юридически
выверенный. Вчера нам переслали его поручение от пятницы, что это распределение
должно сделать само Федеральное агентство. Это полностью соответствует
постановлению Правительства по утверждению подпрограммы по ветхому жилью. Там не
программа, а подпрограмма в программе жилище. На этой неделе такое распоряжение
по распределению этих средств я подпишу. К сожалению, предыдущий состав
правительства в нарушение утвержденной подпрограммы потребовал таких
согласований. Они достаточно громоздкие, и их в течение нескольких месяцев
различные ведомства согласовывали, отправляли обратно, лоббировали различные
интересы. Мы уже подготовили распределение общих объемов в сумме 1345,7 млн., на
память говорю, по ветхому и аварийному фонду. Распределение это только тем
регионам, которые утвердили свои подпрограммы или программы по ветхому жилью,
которые взяли на себя обязательства по софинансированию. И на этой неделе такое
распоряжение я подпишу. Сразу скажу, что в стране нарастает объем ветхого и
аварийного фонда, это говорит о том, что в стране много жилья, построенного до
20-го года, до 71-го года. На сегодня объем ветхого жилья из 2,8 млрд. кв.
метров составляет 88,7 млн. кв. метров. Это ветхий и аварийный фонд с износом
свыше 70%, и в котором по существующим нормам проживать нельзя. А в некоторых
случаях и опасно для жизни. Так вот, эта подпрограмма Правительства нацелена на
снижение ветхого фонда. Те регионы, которые мы финансируем, взяли на себя
обязательства софинансирования. И опыт прошлого года Госстроя показал, что на
каждые три рубля федеральных регионы вкладывают 7 рублей своих средств. Таким
образом, 1,3 млрд. позволит привлечь более 3 млрд. еще региональных средств на
отселение людей из ветхого и аварийного фонда. По Саратовской области, тоже на
память могу сказать, где-то в пределах 70 млн. будет выделено.
"СТРАНА.РУ":
Вы сожалели, что у нас нет больших программ одноэтажного строительства
усадебного типа. Такие программы государственные готовятся? Это первый вопрос. И
второй вопрос. Поставлены Президентом задачи производить в 2010 году 80 млн. кв.
метров. С одной стороны, справится ли стройкомплекс с таким объемом? И, кроме
того, по вашему мнению, к каким тенденциям с точки зрения цен на рынке жилья
такие объемы приведут?
АВЕРЧЕНКО: Очень интересный вопрос. Во-первых, вы
задали взаимоувязываемые вопросы. Потому что это такой живой процесс. На первый
вопрос. 80 млн. и справится ли строительный комплекс. Отвечаю однозначно -
справится. На все 80 млн. сегодня мощностей нет у строителей. Хотя в 87-м году,
это пик объемов строительства жилья в России, было введено 76,4 млн. кв. метров.
Т.е. прецедент такого объема был. Конечно, прошло много времени. Многие
строительные организации претерпели изменения. Комплекс стал другим, более
рыночным, более конкурентным, хотя и не в полной мере. Но в чем оптимизм.
Тенденции последних лет показывают, что в зависимости от спроса и предлагаемых
инвестиций строительный комплекс способен развиваться. Вообще, строительство не
может, как завод построить, и один цех работает, а второй стоит в резерве. В
строительстве так не бывает. Потому что под объемы работ набирается рабочая
сила, готовятся кадры. Конечно, время какое-то нужно. Но это более динамичный
процесс. Конечно, нужны мощности по производству строительных материалов, в т.ч.
современных материалов. Кстати, с современными требованиями рынка,
востребованности качества меняется и номенклатура. Наверное, нынешняя
хайтэковская такая студия подтверждает, что, допустим, еще 20 лет назад такую
студию никто в нашей России не смог сделать. Потому что не было таких
материалов, таких светильников. Т.е. технологически это не было готово. На
первый вопрос я отвечаю утвердительно.
Второй вопрос - как будут меняться
цены. На данный момент ситуация, несмотря на отдельные сообщения о том, что
начали снижаться цены на рынке жилья, я на этот вопрос уже отвечал, могу
ответить еще раз, никакой основы для снижения на данный момент цен на жилье в
нашей стране нет. И чего я исхожу. Первое - существует неудовлетворенный
платежеспособный спрос. Т.е. население имеет денег значительно больше, чем есть
предложения жилья на рынке. Вы скажете, как же так, почему тогда строители под
это предложение не строят больше жилья. Поэтому в связи с этой разницей между
спросом и предложением такой большой рост цен. В целом по стране в прошлом году
рост цен на жилье составил 26%. А по Москве еще больше. Дело в том, что
большинство этих денег не могут быть профинансированы населением для
строительства какой-то отдельной законченной квартиры. Это на часть квартиры.
Но, тем не менее, давление этих денег на рынок существует. Нет механизмов,
которые позволили бы организовать грамотную концентрацию этих денег и доведения
в виде инвестиций, в виде законченных договоров со строителями, т.к. нет четкой
и отлаженной системы ипотеки и нормативной базы. Но и традиций таких нет. У нас
нет развитого фонда рынка, нет населения, которое бы умело работать на фондовом
рынке, нет развитой банковской системы. Много чего нет, что не способствует
организации работы строительного бизнеса. Мы, конечно, это не ставим в вину
другим, это взаимоувязанный процесс. Но, тем не менее, на сегодня предпосылок
для того, чтобы снизилась цена на рынке жилья, нет. Мне задавали вопрос, я сразу
и отвечу, о том, как вы предполагаете, насколько возрастут в этом году. Я думаю,
что в пределах 20% за текущий год произойдет рост на рынке жилья. Наиболее
дорогое жилье находится в Москве. Здесь отдельная ситуация. Во многом это
надутая ситуация. И в Москве может произойти ситуация, когда этот пузырь лопнет
и начнется снижение. Но не в целом на рынке жилья по всей России. Потому что
Россия имеет отличительные особенности. Меня очень радует, что и Москва и
Московская область наращивают объемы жилищного строительства. Мы разговаривали с
Владимиром Иосифовичем Ресиным. У него есть уверенность, что в этом году
выйдет на рубеж 5 млн. Москва по строительству жилья. Московская область
планирует в этом году выйти на 5,2 млн. кв. метров и обойти Москву. И не только
по квадратным метрам в расчете на душу населения. Они в 2003 году перегнали
Москву, построив 0,58 кв. метров, в Москве 0,43 на душу. Но и обгонят в
физических объемах. Складывается уже какое-то соревнование между двумя этими
крупными регионами. Что радует. Соревнование всегда приводит к конкуренции, к
росту объемов, к чему мы, собственно, агентство и стремимся - к созданию
конкурентной среды.
Одноэтажное строительство. Здесь, во-первых, задачу
Федеральное агентство видит в большой разъяснительной работе. В работе с
субъектами Российской Федерации, с муниципалитетами с тем, чтобы стимулировать
такое строительство. Само строительство индивидуальное массовое возможно только
при создании системы ипотеки. Но здесь взаимоувязано и с отводом земельных
участков, и с формированием инженерной инфраструктуры на этих участках. Как
известно, это же не такая плотная застройка, как многоэтажная. И требуется
большее количество земли. И естественно, это строительство должно осуществляться
не в крупных городах, а в городах областного подчинения, в малых городах, в
поселках, в деревнях, станицах, хуторах. Мы сейчас проводим работу в Федеральном
агентстве по изучению опыта других стран. Только что вернулась наша делегация,
неделю назад, из США, привезли ряд технологий самых современных. Под слово
"доступное жилье". Я задачу ставлю таким образом, чтобы с конвейера на заводе
сходил квадратный метр, но в не собранном виде, стоимостью не больше 80 долларов
за кв. метр. Чтобы со строительством коммуникаций, фундамента и монтажем самого
здания это было не больше 300 долларов за кв. метр. Это позволило бы
охватить большие слои населения, предоставить большему количеству граждан
получить жилье. Сегодня официально числящихся нуждающихся в жилье представляет
4,5 млн. человек. Сегодня более 14 млн. семей живут с удобствами во дворе. Это
40 млн. человек. Поэтому я бы сформулировал таким образом - расширение внимания
и развитие малоэтажного строительства я бы увязал с использованием всех
возможных форм строительства, конструктивных, архитектурных, инженерных с тем,
чтобы решить проблему доступности жилья наших граждан. Т.е. это одно из
направлений.
ЖУРНАЛ "ИДЕИ ВАШЕГО Д ОМА": Как Вы относитесь к тому, что в
принятом в первом чтении Градостроительном Кодексе не предусматривается
проведение экспертизы проектных решений? Это первый вопрос. И ведется ли черный
список строительных фирм, нарушающих строительные нормы и правила? Есть ли такая
статистика по России и как часто отзываются лицензии у недобросовестных фирм?
Приведите, пожалуйста, примеры. И какова статистика подобных действий в западных
странах?
АВЕРЧЕНКО: Начну с конца, с западных стран. Контроль со стороны
государства, общественных организаций за поведением строительных организаций на
рынке, за соблюдением ими технологий, добросовестности профессиональной
существует во всех странах. В разных странах он осуществляется по-разному.
У нас в прессе очень много пишут о необходимости ликвидации лицензирования, есть
по этому поводу и поручение Правительства. И, как известно, рассматривается
проект законов в Государственной Думе. Законодатели должны очень четко
определиться каким образом защитить потребителя, обеспечить его безопасность от
недобросовестных людей на строительном рынке. Далеко не все в строительстве
связано только со строительством жилья. Это и тоннели, это и строительство в
сейсмической зоне. 25% населенных пунктов России находится в зонах
карстовых разломах, просадочных грунтов, селей, сейсмических зонах. Т.е. тех
зонах, где нужно повышенное внимание к безопасности зданий и сооружений. Это и
высотные здания, тоннели, нефтегазопроводы, сложные инженерные сооружения,
транспортные магистрали. Т.е. любая ошибка на этом или недобросовестность,
некачественных работ, и "Трансвааль" это очень четко продемонстрировал, связано
с безопасностью граждан. Граждане не должны бояться, что из-за чьей-то
недобросовестности, из-за применения некачественных материалов,
недобросовестности выполнения тех или иных технологических операций,
неквалифицированного персонала произойдут какие-то непредсказуемые вещи. Т.е.
общество и законодатели должны определиться, как оградить граждан. Я бы
посмотрел с этой стороны. Любой способ, гарантирующий такую безопасность,
оправдан. Если, конечно, он не очень сильно мешает бизнесу выполнять свою
непосредственную функцию. Это впрямую связано и с экспертизой. Существуют разные
способы во всем мире. Во многих странах эта услуга отдана на рынок. Сегодня в
России есть Главгосэкспертиза со своими отделениями почти во всех субъектах
Российской Федерации. И Главгосэкспертиза осуществляет экспертизу документации
строительных объектов. Каждую неделю мне на стол кладут перечень поступивших
объектов. Я, естественно, обращаю внимание на особо крупные, сложные в
техническом и технологическом плане. И очень много этих объектов возвращаются по
формальным признакам. Документация некомплектна. Т.е. там даже нечего
рассматривать. За прошлый год усилиями Госэкспртизы сметная стоимость
государственных объектов при рассмотрении была снижена на 49 млрд. рублей.
Посчитайте. Объем инвестиций, который предусмотрен в проекте бюджета 2005 года
составляет 208 млрд. Это 4-я часть объемов. Причем, Госэкспертиза ни копейки
государственных денег не расходует. Она это делает за счет отчисления заложенных
в сметные расчеты на строительство объектов. Есть поручение Правительства РФ
рассмотреть до 1 октября и внести предложения в Правительство РФ, я думаю,
Минпромэнерго это сделает, на следующий период, что делать с экспертизой. Я бы
считал, что государство вправе иметь свою организацию, которая рассматривала бы
вопросы технических решений, безопасности и экономической целесообразности тех
или иных объектов. Приведу пример. При рассмотрении проектной документации
одного из месторождений в Якутии за счет изменения технического решения
объем с крыши на этом руднике был уменьшен на 69 млн. кубометров. А уже первый
ковш, сделанный по новому измененному проекту, принес алмаз, который окупил
вообще весь проект. Это просто такой яркий пример. Но таких примеров много. Ведь
то, что случилось в "Трансваале", случилось именно потому, что внесены были
изменения в обход экспертизе. Мы надеемся, что та схема, которая будет постоянно
совершенствоваться в этом направлении, она будет позволять государству
рационально использовать свои финансовые ресурсы и гарантировать грамотные
технологические и безопасные решения по строительным объектам. Далеко не по всем
объектам, я считаю, нужно делать экспертизу. Существует типовое проектирование.
Естественно, вряд ли стоит делать экспертизу по малоэтажному строительству. Это
в общем-то дело специалистов более низкого уровня. Поэтому, я думаю, что часть
застройщиков и часть инвесторов самостоятельно должны определить кого привлечь
для этой деятельности с тем, чтобы сэкономить свои средства, с тем, чтобы
решения, которые заложены проектировщиками по проекту были действительно этим
инвесторам выгодны. Т.е. предстоит еще очень большая работа по совершенствованию
этой деятельности, в т.ч. и с помощью рыночных механизмов.
ЖУРНАЛ "ИДЕИ
ВАШЕГО Д ОМА": А первая часть вопроса по Градостроительному
кодексу?
АВЕРЧЕНКО: Я не комментирую проекты, внесенные
Правительством.
ЖУРНАЛ "БОСС": Первый вопрос. Вы вносили предложение по
увеличению финансирования работ по ликвидации ветхого жилья в 2005 году до 17
млн. рублей, что в 10 раз больше, чем в 2004 году. На сегодня какие-то
коррективы вносились в эту цифру или нет? И насколько это представляет от
потребности? Второй вопрос. Вы также предлагали регионам проводить торги по
продаже земель под ветхим жильем. Какое-то практическое применение нашло Ваше
предложение или нет?
АВЕРЧЕНКО: По ветхому жилью. Действительно, Федеральное
агентство внесло проект на увеличение финансирования подпрограммы ветхого жилья
в 2005 году в объеме 17 млрд. рублей, что в 15 раз выше, чем объем в этом и в
2003 году. Правда, это не предусмотрено самой утвержденной подпрограммой. Наша
позиция мотивируется тем, что нынешние объемы финансирования как регионов, так и
федерального, не остановили тенденции к росту объемов ветхого жилья, т.е.
обветшания фонда. Официально Правительством РФ такая позиция не поддерживается.
Она связана с тем, что по вновь формируемому распределению функций между
федеральным уровнем и региональным это относится на региональный и местный
уровень. Считается, то это должно осуществлять муниципалитеты и региональные
органы власти. В то же время на прошлой неделе меня пригласили на заседания
Генерального совета партии "Единая Россия", заслушали информацию о состоянии с
жилым фондом, в том числе с объемами и тенденциями с ветхим жилым фондом, я об
этом вчера доложил министру промышленности и энергетики. И, насколько мне
известно, после этого партия "Единая Россия" приняла определенное решение с
просьбой к Правительству РФ увеличить объемы финансирования, не указывая
конкретную сумму. Как будут происходить дальнейшие события, мне трудно
прогнозировать. Что позволит 17 млрд.? 17 млрд. ежегодно из федерального бюджета
позволят ликвидировать ветхий жилой фонд в нашей стране к 2025 году. Для того,
чтобы ликвидировать к 2010 году нужно ежегодно 69 млрд. Естественно, таких денег
непосредственно в нашей казне, в бюджете нет. То, что вы говорили во втором
вопросе, позиция моя и Федерального агентства в том, чтобы максимально
использовать рыночные механизмы, и очень часто ветхое жилье находится в
инвестиционно привлекательных местах, и выделять эти земельные участки для
застройщиков, инвесторов, и таким образом решать проблему ветхого жилья, она
свое практическое применение имеет. Я был в Татарстане, в Казани, там очень
интенсивно это ведется. Ведется в других городах. И в Санкт-Петербурге, и в
Белгороде, Ростове, других крупных городах. Но дело в том, что далеко не все
населенные пункты являются инвестиционно привлекательными. Для примера, большое
количество ветхого жилья в населенных пунктах Камчатской области - 18,1 %
населения Камчатской области проживает в ветхом и аварийном фонде. Т.е.
практически каждый пятый гражданин. Это досталось нам в наследство от предыдущих
исторических лет развития. Или, допустим, в шахтерских поселках Тулы, Ростовской
области, Кемеровской области. В Кемеровской области за счет шахтерских
населенных пунктов это количество ветхого жилья 3,5 млн. кв. метров. Далеко не
всегда эти районы являются инвестиционно привлекательными. Поэтому иногда снос
ветхого и аварийного жилья является социальной программой. Потому что многие
граждане, которые проживают в ветхом и аварийном жилом фонде это люди с низким
уровнем доходов, те, которым требуется помощь государства. Здесь есть еще одна
взаимоувязанная проблема, я не хотел бы сильно в нее углубляться, но она связана
с теми льготными категориями граждан, которые часто проживают в ветхом фонде.
Тут пересекаются полномочия федерального уровня и регионального.
ТЕЛЕКОМПАНИЯ
"РБК": Вчера Владимир Ресин делился планами строительства в Москве небоскребов.
Самый высокий из них 645 метров. Делегации ездили в Америку, скоро поедут в
Японию перенимать опыт. Но существует такая точка зрения, что отечественные
строители еще не доросли до того уровня, чтобы строить небоскребы. Опять же это
связано с вопросами безопасности и эксплуатации таких зданий. Не могли бы Вы
обрисовать перспективу появления высоток в России?
АВЕРЧЕНКО: Строители очень
часто пользуются такой поговоркой "Глаза страшат, а руки делают". Строительная и
архитектурная мысль в России развиваются в последнее время очень большими
темпами. Я хотел бы напомнить, что первые небоскребы были запроектированы
русскими архитекторами в 20-е годы. Просто история развития нашего государства
не позволила осуществить это на территории нашей страны. Это было осуществлено
сначала в Нью-Йорке, потом в других городах. Я думаю, что строительство таких
небоскребов, о которых говорите вы, должно стать предметом обсуждения на
достаточно серьезном уровне. Москва - столица нашей родины, это лицо нашего
государства. Во многом это лицо зависит от утвержденного генерального плана,
который, я надеюсь, в ближайшее время будет утвержден в Москве. От тенденций
востребованности общества. Я бы не сказал, что сегодня в Москве востребован
небоскреб в 600 или 300 метров. Но если появятся амбициозные инвесторы, которые
захотят рискнуть своими деньгами, своими, подчеркиваю, не государственными, то
это надо приветствовать и искать возможности для того, чтобы осуществить эти
амбиции.
ВЕДУЩИЙ: А московская почва позволит возведение таких высоких
небоскребов?
АВЕРЧЕНКО: Действительно, Москва в большинстве своем имеет
просадочные грунты, но сегодняшние технические решения позволяют строить
высотные здания и в Москве. И пока на том уровне, на котором есть развитие
строительного комплекса, это делать удается. А что касается такого большого
небоскреба, то, конечно, это нужно считать.
ЖУРНАЛ "БОСС": Вопрос, который
просил задать генеральный директор Сургутстройтреста. На Ваш взгляд, насколько
возможно эффективное управление госсобственностью в регионах, которые находятся
в отдалении от центра? И второй вопрос. Какова роль МСЦС в сметном
ценообразовании и нормировании? И третий вопрос. Как Вы оцениваете темпы и
качество строительства в регионах по сравнению с центром, в частности, в
Сургуте?
АВЕРЧЕНКО: Оцениваю управление государственной собственностью в
регионах в целом отрицательно. Ориентируюсь на опыт Госстроя РФ. Мы являемся
организацией, которая по поручению государства управляет более чем 300
организациями. К сожалению, не могу похвастаться, что это осуществляется
достаточно эффективно. Часть организаций должно уходить на рынок. И на прошлой
неделе в четверг Правительство утвердило план приватизации, куда включено
значительное количество объектов строительного комплекса, закрепленного за
Федеральным агентством.
Второй вопрос МСЦС. Эффективно. Я вам скажу, что
регионами и даже частными инвесторами востребован этот труд. Конечно, во многом
мы постепенно перейдем на рыночные отношения. Но прежде, чем так просто сказать,
что объем здания такой-то и мы построим за такую-то цену, все равно сами
подрядчики тогда вынуждены считать, потому что постоянно меняются цены на
отдельные строительные материалы. На сегодня это востребованный вид
деятельности, особенно государственными структурами. Мы вырабатываем в этом
центре только рекомендации. И если они востребованы - ими пользуются. Не
востребованы, но тем не менее на них все строительное сообщество ориентируется.
Темпы строительства на периферии. Во всех регионах самые разные темпы. В
Астраханской области, Московской области больше всех построили на душу
населения. 0,58 в прошлом году. Хорошие темпы в Белгородской области - 0,44 кв.
метра. В Москве - 0,43 кв. метра. Есть регионы, в которых практически ноль кв.
метров. Т.е. темпы самые различные. И одна из задач Федерального агентства
все-таки проводить работу, которая бы способствовала, чтобы строительный
комплекс был востребован, чтобы было стремление к развитию, к аккумулированию
капитала для строительства тех или иных объектов. И тогда будет перспектива. В
общем-то, удовлетворенным темпами развития строительной отрасли ни по одному
региону я не могу быть. Потому что ни один регион РФ не вышел на темпы и объемы
цивилизованных стран, даже Москва. Если я скажу, что объемы жилищного
строительства в Москве нужно увеличить в 2,5 раза, это будет
правда.
"КОММЕРСАНТЪ": В субботу Дума приняла в третьем чтении закон о плате
за землю. Там, где увеличивается налог для тех застройщиков, которые не строят,
а просто держат землю. У Вас есть оценки, сколько таких застройщиков, может
быть, в Москве или по каким-то регионам? Т.е. на какой круг лиц может
распространяться такой закон?
АВЕРЧЕНКО: Действительно, есть такая
тенденция, с тем, что ряд застройщиков, которые имеют корпоративные отношения с
органами власти, получают земельные участки и сидят на них как собака на сене. И
сами не строят, и не дают возможности другим инвесторам осваивать эти
территории. Это связано с предыдущей системой, отсутствием торгов на землю. И
вполне естественно, нужны такие механизмы, которые понуждают застройщиков,
инвесторов к эффективному использованию этой земли. Как правило, постановлениями
местных администраций устанавливается срок, в который должны быть разработана
рабочая проектно-сметная документация, согласованы технические условия на
подключение инженерных коммуникаций. И часто застройщики это срывают. В этом
плане это прогрессивный шаг. Но это все равно полумера, поскольку нужно, чтобы
такие земельные участки продавались на торгах, на конкурсной основе. Тогда кто
купит этот земельный участок, просто его держать не будет. Вложив деньги,
обязательно будут использовать.
ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО "ПОИСК": Каков
объем зарубежных инвестиций в российский строительный рынок? Работают ли
зарубежные компании на нашем рынке? Насколько наши строители конкурентоспособны
по сравнению со своими зарубежными коллегами?
АВЕРЧЕНКО: Пока никакой
конкуренции с зарубежными коллегами нет. Объем инвестиций от общего объема
составляет 1 % или 250 млн. долларов.
ГАЗЕТА "СТРОИТЕЛЬСТВО, АРХИТЕКТУРА,
НЕДВИЖИМОСТЬ": Памятники архитектуры и градостроительного искусства. По-вашему
мнению, кто должен быть их хозяином - государство или частное
лицо?
АВЕРЧЕНКО: Сложный вопрос. Во-первых, если государство является
собственником и считает, что оно способно сохранить этот памятник, и что он ему
нужен, конечно, должно быть государство. Но практика показывает, что государство
не справляется со своими возложенными самим же государством на себя и
подведомственных организаций обязанностями. Эти памятники часто разрушаются,
ухудшаются, их техническое состояние, архитектурный облик. Часто памятники
теряются, потому что потом невозможно восстановить те или иные конструктивы.
Нужно искать другие более рациональные подходы, которые позволяли бы сохранить
для последующих поколений этот памятник. Мы находимся в здании, а потом
когда-нибудь на нем повесят табличку и напишут "Здесь был Вася. Памятник
культуры". Но это вовсе не значит, что это здание не может быть частной
собственностью. Часть памятников, на мой взгляд, рационально государству
передать в долгосрочную аренду с очень четким разграничением обязанностей между
арендодателем и арендатором, с ответственностью, с последствиями. Эти сроки
могут быть долгосрочными. Я считаю, что памятники архитектуры тем и ценны,
что они должны приносить не только радость взгляду, удовлетворение какое-то
культурное, но они должны приносить и материальную пользу нашему государству,
нашему обществу. И если кто-то из частных инвесторов хотел бы платить большие
деньги за использование тех или иных памятников, этим государство должно
пользоваться, а деньги направлять на восстановление новых памятников, на
увеличение культурного наследия нашей страны. Т.е. я ратую за более рациональный
и прагматичный подход. Что касается внешнего облика. Я думаю, что вряд ли
кто-нибудь из вас будет возражать, что просто колоссальной изюминкой нашей
столицы являются золотые купола, церкви. Они украшают нашу страну. Украшают наши
города. Они делают облик нашей столицы и многих населенных пунктов просто
неповторимыми. Из-за чего миллионы туристов сюда едут, потому что ни в одной
стране мира нельзя увидеть ничего подобного. И никто уже не сомневается, что
Храм Василия Блаженного, допустим, является символом России, также как и Кремль.
Хотя и вроде бы неофициальным. Если мы сможем выстроить работу таким образом,
чтобы государство и в юридическом плане, и в договорном плане, и в
законодательном плане очень четко отработала систему взаимоотношений с
частниками. Ну и что, если в каком-то дворце, где жил когда-то именитый наш
предок, будет жить богатый человек, который в состоянии оплачивать содержание,
поддерживать его, улучшать его состояние и будет давать возможность другим
приходить, как это часто бывает во многих странах, где записано в договорах, что
арендатор обязан предоставлять возможность приходить экскурсиям, в этом плане я
согласен, чтобы это отдавалось и частникам в долгосрочную аренду. В случае, если
общество разовьется таким образом, что можно будет и продавать в частную
собственность памятники, но опять-таки при очень четкой роли государства,
соблюдении, чтобы не изменялся архитектурный облик, чтобы не изменялись
функциональные какие-то вещи, то, наверное, можно будет в будущем и продавать в
частную собственность. Для этого нужно соответственно развить на более высокий
уровень внутричеловеческие отношения в нашем обществе. Потому что пока мы
наблюдаем, что это если мое, что хочу - то и делаю. Ломаю, гроблю. Мое. И во
многом к такому последнему подходу, о котором я говорю, наверное, наше общество
еще не готово.
ЖУРНАЛ "БОСС": Какие конкретные меры были предприняты после
событий в аквапарке для предотвращения подобных трагедий?
АВЕРЧЕНКО:
Во-первых, все спортивные сооружения и сооружения со сложными перекрытиями,
оболочками были обследованы. Не буду называть конкретно объекты, чтобы никого не
нервировать, но есть объекты, которые были выведены из эксплуатации для того,
чтобы подремонтировать и привести в порядок эти объекты. Фактически все сложные
объекты в стране были обследованы Архстройнадзором, экспертами, собственниками.
РБК ТВ: Последнее время налицо резкое уменьшение сроков строительства
жилых объектов, например, в Москве, когда за 3-4 месяца строится дом. Здесь есть
такая составляющая, что частный капитал пытается отбить побыстрее вложенные
средства. Не ухудшает ли это качество строительства, когда зимой при минус 30
заливают бетон и так далее?
АВЕРЧЕНКО: Такие тенденции не связаны с частным
капиталом или с государственным. Я немного постарше вас, поэтому напомню такие
инициативы в советское время - досрочно построим - досрочно освоим, работа без
отстающих, орловский метод непрерывного планирования и поточного строительства
жилья. Как строитель достаточно опытный и как рабочий, и как
инженерно-технический работник, как руководитель крупных строительных
организаций я или выполнял или потом требовал выполнения очень четких сетевых
графиков, как, допустим, этаж за неделю. Это было всегда и будет всегда.
Стремление к повышению производительности труда, к более эффективному
использованию основных фондов, машин и механизмов. К быстрому освоению
финансовых ресурсов и вводу в эксплуатацию. Чем быстрее начинают работать
деньги, сдается объект, тем эффективнее использование капитала, а значит, больше
отдача. Тем более в условиях конкурентной среды это вполне естественно. Важно,
чтобы в это время не нарушались технологические нормы. Потому что в любом
технологическом процессе, в строительстве это тоже имеет место, есть ограничения
на твердение бетона, на пропаривание, на электропрогрев бетона, на сушку
кирпичной кладки, сушку мокрых процессов. Т.е. нельзя, допустим, меньше чем за 7
месяцев родить ребенка, так и на стройке тоже есть свои нюансы. Поэтому
ускорение строительства чаще всего происходит за счет внедрения новых передовых
технологий. Уменьшения мокрых процессов, внедрения высокопроизводительной
техники и оборудования, допустим, бетононасосы, современные краны, подъемники.
Технологии, которые требуют меньшей квалификации, т.е. это настолько точные
технологии, которые нельзя сделать некачественно. Эти технологии как раз, вот,
потолок, допустим, он как раз и относится к таким технологиям. Там все так
стыкуется, что вы все равно не сделаете его по-другому. Конечно, есть нарушения
технологии. Есть низкий уровень квалификации. И это проблема. Проблема
подготовки квалифицированных кадров. Я скажу вам, что чтобы подготовить
журналиста нужно пять лет учить, а потом чтобы стать журналистом, я не знаю,
сколько надо, вы знаете. Чтобы звеньевого подготовить, нужно пять лет как
минимум, чтобы он отработал рабочим. Немцы, чтобы подготовить мастера на
мощении, сначала два года учат рабочего теоретически, и в это время он
занимается на стенде практической работой. Потом человек идет, как минимум два
года работает рабочим. Потом опять возвращается в учебный центр, еще год с
отрывом от производства готовится теоретически, и только после этого становится
мастером, способным управлять 5-10 рабочими или бригадой. Для того, чтобы
подготовить квалифицированного бригадира, инженерно-технического работника,
требуется время. Потому что кроме знаний, кроме навыков человеку, который
работает на стройке, нужно иметь достаточно серьезные организационные
способности. Из моего опыта я знаю, что, как правило, такими организационными
задатками владеет один из десяти людей. Просто по рождению. Также как один из
десяти владеет возможностью стать настоящим бизнесменом. От природы. Или данные
есть или нет. Кроме того, что нужна квалификация и подготовка. Поэтому в
строительной отрасли очень важным является, конечно, подготовка, переподготовка
кадров. Федеральное агентство является организацией, которой подведомственно 99
колледжей по всей стране. Мы готовим специалистов. И я очень рад, что в
технические ВУЗы, в том числе в строительные, в архитектурные ВУЗы сегодня одна
из самых высоких конкуренций. В прошлом году на архитектурный факультет было 6
человек на место. Строительная профессия очень сложная, но она очень интересная.
Мне, например, самому приятно вспоминать, что вот этот вот домик простроил я,
вот этот цех, завод, эти очистные сооружения. Это остается на очень долго. Есть
кроме такой материальной заинтересованности громадная нравственная
заинтересованность в том, что ты создал своими руками, своим умом. Архитектор
начинает первым, строитель потом приходит. Но сначала материализуется мысль. Она
материализуется на бумаге, на кульманах, на компьютерах. Конечно, сегодня на
стройку приходят самые энергичные, самые деятельные, самые нетерпеливые, самые
амбициозные люди, они хотят заработать много. Конечно же, часто не хватает
квалификации. Но мы надеемся на то, что меры, предпринимаемые Федеральным
агентством, в целом обществом, создание нами систем подготовки и переподготовки
кадров будет способствовать тому, что эта квалификация будет расти. Мне самому
иногда обидно, когда вижу просчеты. Часто профессионалу эти просчеты видно
невооруженным глазом. Еще больше этих просчетов есть в ходе инструментальной
проверки, с помощью приборов, лабораторных анализов, исследований материалов,
конструкций, качества изготовления. Поэтому такая проблема существует. Я
благодарен, что вы задали такой вопрос. Но я надеюсь, что самые худшие времена
мы все-таки прошли. И люди должны осознавать, что жажда конечного результата,
наживы, прибыли, она все-таки должна соотноситься с высоким качеством работ. А
потребители во многом тоже должны немножечко начинать разбираться за что они
платят свои деньги. И здесь государство должно помогать потребителю. Особенно
это касается деятельности Архстройнадзора. Есть такая организация, они подчинены
муниципалитетам, регионам. Они должны следить за качеством работ. Во многом
заказчики и инвесторы, которые платят деньги за свои объекты с целью получить
прибыль в будущем, перепродать какую-то часть этой продукции или всю, они должны
понимать, что от этого зависит их имя, их будущее, брэнд фирмы. Если будут
говорить, что такая-то фирма построила, все общество будет знать, что это уже
навсегда. Пример фирмы, которая строила "Трансваасль", она сразу поняла, что на
рынке ей делать больше нечего. Никто ей ничего не закажет. Яркий пример.
ЖУРНАЛ "ИДЕИ ВАШЕГО ДОМА": Не секрет, что сейчас, покупая жилье, многие
затевают переустройство. В Москве принят закон по переустройству жилых
помещений. Как Вы к нему относитесь? Считаете ли Вы, что этот опыт можно
распространить и на регионы по причине, что зачастую несанкционированные
перепланировки ведут, в том числе, и к обветшанию жилого фонда и непредсказуемым
последствиям.
АВЕРЧЕНКО: Самовольная перепланировка жилых помещений это
административное деяние. Т.е. это нарушение законодательства. Это так было при
советской власти, так сейчас и ничего нового в этом пока нет. Никто не имеет
право производить перепланировку внутри помещений, ни один собственник без
согласования с местными органами властей. Кто знает технологию, каждое помещение
проинвентаризировано, сделан план. И этот план хранится в архиве БТИ. Такая
инвентаризация по каждому помещению в стране должна осуществляться каждые пять
лет. Конечно, собственник вправе, и я за перепланировки, вправе создавать себе
комфортные условия и осуществлять перепланировку. Но большинство собственников
не являются специалистами в области строительства, проектирования. Приведу
маленький пример. Кому-то вдруг покажется в зале, что нужно объединить соседний
зал с нынешним. Тут есть три конструктивных элемента, они стоят, это называются
колонны, несущая конструкция, на которой, собственно, и держится этот самый
карточный домик. Предположим, я решил это убрать. Что произойдет. Этот потолок
рухнет, вслед за следующим перекрытием пойдет следующее перекрытие. Как
карточный домик эта конструкция сложится. Скажите, как должно государство
относится или граждане, проживающие в этой недвижимости или работающие в этой
недвижимости, к моей инициативе? Если это рухнет, меня посадят, если я сам не
погибну под этим. А до того? Я очень много парадоксальных случаев видел в своей
жизни. Когда благими намерениями вымощена дорога в ад. Поэтому обязательно для
перепланировки нужно нанимать специалистов. Да, надо тратиться. Конечно, у нас
не очень богатое в большинстве население. И что касается несущих конструктивных
элементов, изменение размещения перегородок, инженерных коммуникаций, которые
хранятся в архиве в виде исполнительных схем и на каждой исполнительной схеме, я
работал главным инженером на стройке, есть подпись главного инженера, на которой
написано "выполнено в соответствии с проектом", роспись и печать. И я после
того, как простроил объект, несу ответственность, что выполнено в соответствии с
проектом. Я главный инженер. И если человек берет и изменяет конструкцию,
конечно, это преступление. Поэтому действие Московского правительства абсолютно
верное. Другое дело, что гражданин, который элементарные перепланировки может
сделать, перенести санузел, не несущую перегородку, расширить одну комнату,
уменьшить другую комнату и нанял специалиста, он должен иметь возможность
сделать согласование быстро. Есть и другие изменения, которые меняют
архитектурный облик. Довольно известное дело остекление лоджий и балконов. И что
мы получаем. Одна лоджия коричневого цвета, одна. Сидели умные люди,
архитекторы, часто заслуженные люди, почетные, академики, рисовали проект,
чертили конструкции, подбирали гамму цвета, хотели сделать радость людям.
Приходит собственник в квартиру и делает черный балкон на светлом фоне или еще
что-то, или конструкции все время разные. Вы видите сами, что из этого
получается. Ничего хорошего. Иногда из очень хорошего красивого здания
получается какой-то такой абстракт, абстрактная картина Пикассо. Пикассо,
конечно, хорошо, но не все являются Пикассо.
ВОПРОС: По роду деятельности мы
еще занимаемся проведением научно-практических конференций, наша редакция
совместно с экспертным советом Комитета Госдумы по промышленности и
строительству. И на территории РФ. Принимают участие и помогают организовывать и
администрация наших регионов и приглашаем руководителей строительных
организаций. Я заметила, что есть такое очень сильное понятие у строителей как
понятие "неофобия", боязнь нового. Внедрение современных строительных технологий
и материалов агентством, какая у вас программа и каким образом используются
рекомендации научно-технического совета агентства?
АВЕРЧЕНКО: Во-первых,
сейчас мы находимся в той стадии, когда мы готовимся к созданию коллегиальных
органов при Федеральном агентстве. Как известно, Правительство РФ дало
согласие министерствам и ведомствам разрешать подведомственным организациям,
агентствам и службам создавать коллегиальные органы. Важность таких
коллегиальных органов я хорошо понимаю. По различным направлениям. Не только в
области внедрения современных строительных материалов и конструкций. Сейчас
придется искать другие формы. Потому что настолько стремительно идет внедрение
современных технологий и конструкций, и материалов, что ни один, даже самый
умный орган и самый мощный орган, в том числе и штаб отрасли не сможет
переварить, да, наверное, и не нужно переварить все это. Мы постараемся создать
систему, которая бы не мешала, а способствовала внедрению таких технологий. Я
думаю, что сертификация должна вестись независимыми организациями, вне желания
Федерального агентства. А Федеральное агентство, наверное, должно только
согласовывать такие вещи с тем, чтобы обеспечить доверие потребителей к тем или
иным конструкциям.
ГАЗЕТА. РУ: Дополнение к вопросу по поводу Московского
правительства. По постановлению Московского правительства по переделыванию
жилья, почин такой, чтобы прекратить строительство жилья без отделки. Это ведет
к тем же самым проблемам, о которых вы говорили, что переделы не санкционированы
и прочее. Как вы относитесь к строительству жилья без отделки?
АВЕРЧЕНКО: В
принципе, Московское правительство вправе за свои собственные деньги строить
полуфабрикаты или законченные объекты. Акт государственной комиссии все равно
должен подписываться на 100% законченный объект, это однозначно. Акт
государственной комиссии, после которого происходит разрешение на вселение,
только после 100% выполнения всех объемов работ в соответствии с утвержденной
проектно-сметной документацией. Любое изменение даже во вновь построенном
объекте, планировки не по проекту, оно должно согласовываться, быть утверждено и
после этого войти в пакет документов, предлагаемых государственной комиссии.
Поэтому здесь я, наверное, Америки не открою. В то же время я не противник,
чтобы тот или иной востребованный продукт запрещался. Если востребован
полуфабрикат, то почему бы нет. Я думаю, что вполне естественно эта проблема
уйдет сама собой. Мы придем к пониманию того, что потребитель вообще не
должен заниматься строительной деятельностью. Он должен прийти, посмотреть и
сказать, это то, о чем я мечтал всю жизнь. У меня такой момент был. Я
прилетал в Англию, мне показали поселок, были готовые дома, я прошел в один дом,
второй, третий, четвертый, пятый, десятый и мне все не нравилось. Но в одном
доме я остановился, дома были готовности даже постельные принадлежности лежали,
осталось только зубную щетку с бритвенными приборами, пиджаки повесить и все. И
в одном холле, пройдя по дому, я сел в кресло перед витражом во внутренний
дворик, и не мог уйти. Это был мой дом. Не прикупил. Сопровождающий меня
руководитель жилищного сектора Белфоста говорит, Владимир, пойдем, график. А мне
так хорошо, так приятно, что уйти не хочется. Я спрашиваю, сколько он стоит. Он
говорит 380 тысяч фунтов стерлингов. Это было в начале 90-х годов, я даже не мог
представить объем этой суммы для советского человека, постсоветского
пространства, это трудно было представить. Я это говорю для того, чтобы
российские граждане достойны того, чтобы иметь механизмы финансирования, внести
первый взнос и выбрать то, что ему надо. По месту расположения, по уровню его
доходов, по уровню комфортности, по дизайну, по площади.
РОССИЙСКИЕ
ФОТОНОВОСТИ: Типовые застройки во многих районах 17-этажные дома. На кухнях люди
вырубают целые сектора и ставят туда холодильники. Это нарушение. Скажите, кто
может их заставить вернуть все это в первозданное состояние, потому что у многих
сырость, вентиляция прекратила работать и так далее. Можно ли заставить людей
вернуть все в исходное положение?
АВЕРЧЕНКО: Все зависит от конкретного
конструктивного элемента. Если кто-то захочет вырубить нишу как раз по сечению
этой колонны под размер холодильника, кто-то хочет в колонне вырубить нишу, это
должно быть уже чрезвычайной ситуацией, потому что нарушение несущей способности
этой колонны приведет к нарушению несущей способности всего каркаса этого
здания. Я не знаю, в каком месте вырубают нишу, если это перекрывает
вентиляционные короба, то это нарушает процесс вентиляции здания, это должно
быть устранено. Если это несущая конструкция, это должно быть устранено. Если
это в другом месте, это должно быть согласовано. Я сталкивался с такими
подобными ситуациями, когда из лучших побуждений человек в своем коридоре
вырубал нишу под гардероб, делал шкафчик, но это была несущая стена. А сосед
приходил, смотрел, говорил, что это очень хорошо и делал то же самое у себя. И
так весь подъезд. В результате происходила разрубка всей несущей стены сверху до
низу, что уже грозило устойчивости здания в целом. Это не шуточки. Все зависит
от места, конструктива. В любом случае, подобные перепланировки должны
согласовываться. Это не прихоть чиновничья. Действия должны быть такие.
Во-первых, за этим должна следить эксплуатирующая организация. Второе,
обязательно должен быть привлечен после этого Архстройнадзор. Та организация,
которая отвечает за эксплуатацию, должна пригласить квалифицированных экспертов.
Очень часто при наших институтах есть специальные лаборатории, которые оценивают
несущую способность тех или иных конструктивов или зданий. В-третьих, гражданина
обязательно должны пригласить на административную комиссию и привлечь его к
административной ответственности. И до того, пока это не будет устранено, он
должен подвергаться административному воздействию в соответствии с
административным кодексом, не более того. Там может быть просто маленький
штраф. Все равно человеку нужно рассказать. Он же из хороших побуждений это
делает.
ВЕДУЩИЙ: Коллеги, позвольте вначале поздравить Владимира
Александровича с профессиональным праздником. Поблагодарить за то, что он нашел
такую возможность встретиться с журналистами. Пожелать всяческих успехов. А нам
всем пожелать доступного и комфортного жилья. На этом пресс-конференция
завершена.
10:15 05.08.2004
(обновлено: 12:04 06.06.2008)
Пресс-конференция руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Владимира АВЕРЧЕНКО в Пресс-клубе РИА "Новости" 03.08.04
Читать ria.ru в