Проверяемая норма устанавливает, что проводить выездную налоговую проверку на территории налогоплательщика можно не более 3 месяцев.
Между тем, согласно оспоренному положению, налоговые органы вправе изъять документы, а затем прервать проведение выездной проверки и уехать с территории налогоплательщика на неопределенное время.
Процесс был инициирован по жалобам ряда представителей малого бизнеса.
Заявители указывают, что в срок проверки не защитывается период физического отсутствия проверяющих на территории налогоплательщика. Они также отмечают, что возможность приостановления проверки - "это на самом деле способ растянуть ее сроки на неограниченное время". Заявители обращают внимание КС на то, что в результате налогоплательщику приходится затрачивать силы и время для того, чтобы вернуть свои документы о финансово-хозяйственной деятельности.
Кроме того, заявители отмечают, что в течение срока проведения проверок "налогоплательщик лишается возможности получать кредиты, банковские гарантии, поскольку информация о долговременных проверках подрывает доверие к нему потенциальных партнеров". В связи с этим они считают, что эта норма ограничивает конституционную свободу предпринимательства и нарушает их права.
С этой позицией не согласился представитель правительства России в КС Михаил Барщевский.
"Законодатель абсолютно правильно ограничил сроки выездной проверки, чтобы налоговики не мешали работе проверяемой организации, но при этом нельзя ограничивать право инспекции осуществлять постояный контроль за налогоплательщиками", - заявил Барщевский журналистам.
"В любой стране, в тех же США налогоплательщик находится под постоянным негласным контролем налогового ведомства и это абсолютно нормально", - заметил представитель правительства.