"Основываясь на объективных фактах, мне остается только подтвердить: в планах формирования энергетического транспортного коридора "Восток-Запад" политика преобладает, экономика подавляется", - отметил Калюжный в своем выступлении на проходящей в Баку конференции "Нефть и газ Каспия-2004".
"Энергетику подчас пытаются поставить на место не интеграции, а дезынтеграции",- отметил он, уточнив, что имеет ввиду "пресловутую концепцию многовекторности, в директивном порядке предписывающую прокладывать экспортные маршруты каспийских углеводородов только в западном направлении".
В подтверждение своих слов Калюжный привел пример с проектом Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), экономическая репутация которого, в отличие от трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), "изначально никем не ставилась под сомнение".
Тем не менее, по словам замминистра, "нефтепровод остается недогруженным, налоги не выплачиваются, а дивиденды от эксплуатации обещают лишь с 2015 года". "Не мешало бы тем, кто связывает свои надежды с БТД, внимательно изучить опыт КТК", - считает Калюжный.
Скептически отозвался российский эксперт и о планах создания многоканального газоэкспортного маршрутута Каспий - Южная - Центральная Европа. По его словам, в случае, если Азербайджан предпочтет экспорт импортозамещению, "его газа может хватить только для Турции (6 миллиардов кубометров) и Греции (3 миллиарда кубометра)", а источники остальных объемов газа, необходимых для маршрута, не определены, и договоренностей по ним нет".
Калюжный отметил также, что в Москве "никогда не оспаривали и не оспаривают права государств-производителей самостоятельно определять направление экспортных маршрутов добываемых ими углеводородов".
"Исторически сложившаяся в Прикаспии система магистральных нефтепроводов составляет прочную базу взаимодействия прибрежных стран", - подчеркнул Калюжный.