Уважаемый господин председатель!
Уважаемые дамы и господа!
Рад приветствовать участников Международной парламентской конференции по вопросам общеевропейского сотрудничества.
В начале ХХ1 века мы с вами являемся свидетелями беспрецедентных по своей глубине и охвату процессов, которые стремительно развиваются на европейском пространстве. Впервые за свою многовековую историю государства Европы все крепче объединяются, опираясь на общие демократические ценности и хозяйственные принципы. Образуется консенсус стран и народов Европы в пользу поддержания и укрепления безопасности, стабильности и процветания континента, его избавления от кризисов и потрясений, создания единого социально-экономического, правового, гуманитарного пространства.
На основе богатого исторического прошлого в Европе сформировалась уникальная культура урегулирования проблем и конфликтов на коллективной, правовой основе, в духе толерантности, взаимного уважения и баланса интересов. Следуя именно этим принципам, Европа достигла наивысшего уровня безопасности и процветания за всю свою историю. Поэтому не случайно подавляющее большинство европейских стран разделяет приверженность многостороннему сотрудничеству на базе международного права и центральной роли ООН в мировых делах. Мы глубоко убеждены, что, действуя на основе этих ценностей, Европа может внести неоценимый вклад в формирование нового, более безопасного и справедливого мирового порядка.
В эпоху глобализации окончательно потеряли смысл споры о том, является Россия частью Европы или нет. Россия принадлежит Европе не только географически, но и по самой природе своей культуры и цивилизации. Находясь в Санкт-Петербурге, вы сами это прекрасно видите и чувствуете. Политическое будущее России неотделимо от будущего объединенной Европы.
Несмотря на серьезные дискуссии по тем или иным вопросам, мы с европейцами понимаем друг друга все лучше и, как правило, говорим на одном языке. Это объясняется тем, что интересы России и других европейских государств по принципиальным проблемам современности таким, как борьба с международным терроризмом, угрозой распространения ОМУ, трансграничной преступностью, наркотрафиком, во многом совпадают. Ирак, Ближний Восток, Афганистан, Балканы - во всех этих "горячих точка" мы совместно стремимся найти решения, которые отвечали бы интересам международной стабильности.
Совершенно очевидно, что сегодня все мировое сообщество находится перед лицом угроз и вызовов, которые носят трансграничный глобальный характер. Они непосредственно затрагивают интересы безопасности всех государств, личную безопасность каждого человека. Более того, все больше начинает стираться грань между внешними и внутренними угрозами, а такие проблемы, как антисемитизм, религиозная нетерпимость и другие формы экстремизма вновь возвращаются в нашу жизнь.
Со всеми этими проблемами мы сталкиваемся и в Европе. Изменение природы и характера угроз ставит перед всеми нами задачу выработки таких мер, которые позволили бы создать надежную систему европейской безопасности. В современном мире эта задача может быть решена только с учетом широких интересов всех государств и народов Европы.
Если говорить о системе европейской безопасности, то хочу сразу подчеркнуть, что Россия готова строить такую систему безопасности на нашем континенте вместе со всеми участниками общеевропейского процесса, включая Европейский Союз, НАТО, ОБСЕ, СНГ. Наша страна не ищет и не будет искать для себя односторонних выгод, в том числе с учетом разногласий, которые в последнее время осложняют скоординированные действия на евроатлантическом пространстве. Напротив, именно в единстве государств, входящих в евроатлантическое пространство, независимо от их принадлежности к тем или иным союзам и группировкам, мы видим залог эффективного совместного противостояния тем угрозам и вызовам, с которыми сегодня сталкиваются наши государства.
Вместе с тем, следует признать, что эффективной системы европейской безопасности мы пока так и не сумели создать. Более того, даже не существует разделяемой всеми европейскими государствами ясной координации движения к этой цели.
Не буду касаться в этой связи вопроса о расширении НАТО: позиция России на этот счет хорошо известна. Но давайте зададимся вопросом: чувствуем ли мы себя в Европе безопаснее после того, как НАТО расширилась сначала до 19, а затем до 26 членов-государств, входящих в этот альянс. Думаю, что никто не рискнет ответить на этот вопрос утвердительно, тем более, после недавних варварских террористических актов в Мадриде. Значит, дело не в арифметике, а в существе. Вот почему Россия выступает против механического расширения НАТО.
Если же говорить о существе вопроса, то Россия исходит из того, что создание новой системы европейской безопасности - это дело не отдельных государств, а наша общая задача. При этом она является столь сложной и многоплановой, что может быть решена только в процессе широкого и углубленного диалога с участием всех стран континента.
Вместе с тем, некоторые основополагающие принципы архитектуры европейской безопасности могут быть намечены уже сегодня.
Прежде всего, как представляется, необходимо осознать общность угроз и неделимость безопасности государств Европейского континента. Россия и другие европейские страны вступили в ХХ1 век не противниками, а партнерами. А потому нашей общей стратегической целью должно быть создание общей, процветающей безопасной Европы, в которой не было бы места разделительным линиям.
В силу особой актуальности на первый план российско-европейских отношений выдвигается задача взаимодействия в борьбе с международным терроризмом. Необходимо создать единое политико-правовое поле нетерпимости ко всем проявлениям этого глобального зла. В борьбе с террористической угрозой нельзя оперировать исключительно постулатами либерально-гуманистической философии. Это - вопрос жизни и безопасности сотен тысяч, а то и миллионов людей. В Европе и мире не должно быть мест, где террористы чувствовали бы себя свободно и находили покровителей. По этой проблеме, как нам кажется, Россия вправе рассчитывать на большее понимание со стороны объединенной Европы.
К сожалению, и буду здесь с вами предельно откровенным, отдельные европейские парламентские структуры принимают резолюции по ситуации в Чечне, которые прямо или косвенно играют на руку террористам. Вполне вероятно, что этого в Европе могут и не осознавать. Но это именно так. Подобные резолюции полностью оторваны от жизни, не учитывают реального прогресса, достигнутого в политическом урегулировании ситуации. Чем объяснить такой подход? На этот вопрос отвечать европейским парламентариям. Со своей стороны могу лишь сказать, что российское руководство будет твердо следовать избранному курсу на политическое урегулирование в Чеченской Республике. Этот курс дает осязаемые результаты и опирается на поддержку подавляющего большинства населения республики. Об этом убедительно говорит высокая - около 80% - явка чеченских избирателей на референдум по новой Конституции, на выборы президента Чеченской Республики, на выборы президента России.
Конечно же, вопросы европейской безопасности не ограничиваются борьбой с терроризмом. Это - целый комплекс военно-политических вопросов, которые Россия готова рассматривать и решать вместе с европейскими партнерами. При этом для нас принципиально важно, чтобы решения по чувствительным для нашей и европейской безопасности вопросам, таким как, например, ратификация Соглашения об адаптации ДОВСЕ или реконфигурация американского военного присутствия в Европе, принимались с учетом интересов России. Это объективно отвечало бы интересам поддержания благотворного политического климата на всем континенте.
Говоря о европейском сотрудничестве, чему посвящена ваша конференция, я сознательно уделил основное внимание вопросам европейской безопасности. Так как именно от решения этой проблемы во многом будет зависеть развитие сотрудничества по всем другим направлениям.
А для такого сотрудничества сегодня открываются поистине беспредельные возможности. "Евросоюз-15" превращается в "Евросоюз-25". Но расширение - это не только формирование единого рынка с населением 450 миллионов человек. Это и возрастающая ответственность перед Большой Европой, требующая сделать се, чтобы не допустить превращения новой внешней границы Евросоюза в разделительную линию. Мы - за утверждение демократических принципов в международных и европейских отношениях. Без готовности к компромиссу, отказа от стереотипов и претензий на непогрешимость не удастся выйти на консенсусные, выработанные в духе доверия решения - единственно способные обеспечить безопасность не только объединениям стран и отдельным государствам в них входящим, но и непосредственно самим гражданам единой Европы.
Совершенно очевидно, что обустроить наш континент, сделать его комфортным для всех, а не для избранных, - задача архисложная. Но стремиться к ее решению надо. И в этом деле, несомненно, большая ответственность лежит на парламентариях.
Желаю всем вам больших успехов в вашей важной и ответственной работе во благо будущего Европы.