"Это плохая дипломатия. Это не продвижение в ближневосточном урегулировании, а шаг в обратном направлении", - заявил РИА "Новости" президент вашингтонского Фонда за мир на Ближнем Востоке, бывший американский дипломат, посол Филип Уилкокс, который занимал пост генерального консула США в Иерусалиме.
Занятая Бушем позиция "не соответствует "Дорожной карте", подчеркнул Уилкокс. Он отметил, что план Шарона является односторонним шагом, в то время как "карта" предполагает решение палестино-израильских разногласий "через переговоры сторон".
Своим заявлением Джордж Буш фактически согласился с позицией Шарона, который утверждает, что не видит у палестицев фигуры, с которой Израиль мог бы вести переговоры, сказал президент фонда.
При этом он подчеркнул, что нынешний глава Белого дома стал первым в истории американским президентом, открыто объявившим о невозможности сохранения границ палестинских и израильских территорий, существовавших на момент перемирия в 1949 году.
Это новая позиция для США, в которой Буш "исполнил желание Шарона", считает бывший дипломат. По его словам, после заявления главы Белого дома возникло не только "много неясностей" в дальнейшем продвижении мирного процесса, но и появился значительный риск того, что ситуация в регионе может стать "только хуже".
В отличие от Уилкокса, старший эксперт прореспубликанского консервативного "Фонда наследия" в Вашингтоне Джеймс Филлипс считает, что Буш поддержал далеко не все идеи Шарона.
"Шарон хотел, чтобы Буш поддержал "стену безопасности" и ряд крупных поселений, находящихся близко к границе, но Буш не поддержал это полностью, хотя пошел дальше, чем все предыдущие американские президенты", - сказал Филлипс РИА "Новости".
Признав, что впервые озвученное главой Белого дома согласие США на определенное изменение границ является "важным прецедентом", политолог напомнил, что предшественники Буша в свое время тоже говорили об этом, высказывая свою "неявную поддержку" такому варианту.
Эксперт "Фонда наследия" тоже считает, что поддержанный Бушем план Шарона связан с политическим риском, но видит в этом риск, прежде всего, для израильской стороны.
"Риск связан с тем, что план Шарона может не решить проблему. Все может ухудшиться, если Газу захватит "Хамас", - предупреждает политолог, добавляя, что такой сценарий несет с собой риск для соседних стран, например, Египта.
"Если в Газе начнутся беспорядки и "Хамас" окажется там в роли главной силы, это станет препятствием для достижения любого окончательного соглашения в будущем", - сказал Филлипс.
"По этим же причинам это связано с риском и для самих США", - считает он.
Объясняя позицию Шарона и Буша, политолог сказал, что, по его мнению, она является реакцией на неспособность палестинской стороны предложить фигуру, которая могла бы выполнять согласованные договоренности.
"Арафату верить нельзя, и это вынудило Шарона пойти на односторонние шаги", - сказал Филлипс. По его словам, израильский премьер решил действовать, так как в последнее время ближневосточный мирный процесс практически замер на месте.
"Дорожная карта" не умерла, но находится в коматозном состоянии", - считает политолог. По его мнению, у "карты" сейчас "мало шансов на возвращение к жизни".
В тоже время он подчеркнул, что "администрация Буша остается приверженной "Дорожной карте", и поэтому она будет настойчиво пытаться ее реализовать".
Накануне на совместной пресс-конференции в Белом доме после переговоров с израильским премьером, Буш назвал план Шарона "историческими и мужественными действиями".
План Шарона предусматривает, в частности, возведение разделительной стены и частичный или полный вывод военных объектов и поселений из Газы и с Западного берега реки Иордан.